"Империя света" Рене Магритта ушла за 121 миллион

"Империя света" Рене Магритта ушла за 121 миллион

Картина Рене Магритта 1954 года из серии «Империя света» в ноябре 2024 года была продана на вечерних торгах Christie’s за умопомрачительные $121 млн, став не только самой дорогой работой Магритта, но и самым дорогим произведением сюрреалистического искусства вообще. 

Данный лот — одна из одноименной серии в 27 картин, написанных художником между 1949 и 1964 годами. К слову, в 2022 году еще одна работа из этой серии почти утроила предыдущее достижение художника, когда за £51,5 млн (£59,4 млн с учетом комиссии) на аукционе Sotheby’s в Лондоне ее купил новый владелец.

По отдельности верхняя и нижняя часть картины выглядят совершенно нормально, мы при всем желании не найдем ни одного расхождения с действитльностью, способного удивить, озадачить или напугать. Но соедините две этих "обычности" вместе, как сделал Рене Магритт - и тут же получите одну большую "необычность":  тревожный и однозначно заставляющий задуматься образ. 

Магритт обладал редким даром соединять в своих картинах совершенно обыденные вещи таким образом, что полученный в итоге результат кардинально отличался от какой-либо обыденности. Без страха и упрека художник "сталкивал лбами" в пространстве своих картин совершенно не предназначенные для сосуществования обычные предметы и являения - сталкивал так, что у "благодарного зрителя" искры сыпались из глаз, а мозг закипал в тщетных попытках разгадать ребус художника. 

«Для меня концепция картины - это некая простая или сложная идея, котоую можно визуально реализовать живописными средствами. Очевидно, что все идеи сами по себе вряд ли способны стать сюжетами картин.  Идея должна быть достаточно стимулирующей, чтобы я мог приступить к рисованию вещи или вещей, которые смогут проиллюстрировать овладевшую мной идею.  Концепция картины, то есть идея, внешне в картине не видна: идею нельзя увидеть глазами. 

На картине изображено то, что видно глазу, вещь или предметы, которые вдохновили меня на идею. Итак, в картине L’empire des lumières есть вещи, которые, под влиянием идеи, я хорошо себе представлял: ночной пейзаж, а над ним - дневное небо. Мне кажется, что это столкновение дня и ночи способно нас удивить и очаровать.

Я называю эту силу «поэзией». Я считаю, что это столкновение обладает большой поэтической силой,  потому что меня они всегда сильно интересовали, хотя я никогда не отдавал предпочтения тому или иному. Этот интенсивный личный интерес к ночи и дню (материализованный в картине) вызывает чувство восхищения и удивления».

Write a comment

Comments: 0