Знаю, что многие мне не поверят, но в Барселоне есть место, посвященное Мадрида - это чистая правда.
Если где-то в каталонской столице и отдают дань Мадриду, Гойе и воспетым им махам, то на площади в Готическом квартале, о которой я веду речь, и которая, кстати, так и называется: Пласа-де-ла-Вилья-де-Мадрид.
Расположенная рядом с бульварами Рамблас, между улицами Кануда и Виктория, площадь, среди прочего, интересна тем, что там можно увидеть часть некрополя древней колонии Барсино, который быд устроен по обеим сторонам дороги, ведущей в римское поселение, каковым являлась когда-то Барселона. Сейчас эти гробницы римской поры может увидеть каждый - и перенестись на мгновение на 18 столетий назад.
Однако вернемся к нашим фонтанам. Один из самых характерных символов площади Вилья-де-Мадрид - фонтан "Мадридская Маха" (Maja Madrileña). Скульптура является работой художника и скульптора Луиса Монтане и датируется 1958-ым годом - тем самым, когда мэр Барселоны Жозеп Мария Порсиолес возглавил церемонию торжественного открытия площади.
Как видим, площадь имени Мадрида - относительно новая, возникшая в результате окончательного сноса женского монастыря терезианок, сильно порушенного бомбардировками во время Гражданской войны.
Учитывая, что в 1958-ом году Испанией правил диктатор Франко, не стоит удивляться, что у площади (внезапно!) такое "мадридское" название. И, соответствуя названию, совсем уж "по-мадридски" выглядит и вышеозначенная маха.
Кто же она такая, эта маха, которых так любил изображать Гойя? Majos и их подружки majas — представители низших классов испанского общества, выходцы из обедневших провинциалов, жители мадридских трущоб.
Щегольски одетые majos были, по сути своей, мелкими, наглыми, задиристыми и циничными уголовниками (мелкокриминальным уголовным элементом), свысока и с презрением смотревшими не только на своих соседей-бедняков, но и на всё мадридское общество в целом.
Обычной была картина — разнаряженный, как боевой трущобный орёл, надменный махо с важным видом вышагивает посреди улицы, закутавшись в длинный плащ и вызывающе попыхивая зловонной, размером с полено, сигарой. Упаси Боже кого-нибудь перейти ему дорогу - тут же последует жуткое возмущение, крики, оскорбления, а можно, если махо совсем уж разошелся, и навахой (испанским национальным складным ножом) в живот схопотать, после чего - смерть.
Их женщины, махи, также выделялись из толпы своей манерой поведения и чувством собственного достоинства. Маха, популярная фигура, образ которой сложился в Андалузии со временем стала восприниматься как квинтэссенция испанки. В ней сочетается романтизм, живописность, а также сильный националистический компонент, благодаря которому данный стиль одежды находил адептов во всех слоях общества.
Отношения между majos и majas согласно традиции были бурные. Считалось, что она хочет женить его, а он — не дать ей уйти, при этом не поддаваясь на её уговоры. Их встречи всегда сопровождались бурными ссорами, часто рассчитанными на публику, и иногда заканчивавшимися физической расправой (и те, и другие носили ножи, уже упомянутые нами навахи). Сценки из неистово-эмоциональной жизни этих по-цыгански энергичных людей стали ставиться в антрактах между актами серьёзных пьес, и, надо признать, пользовались большим успехом у публики.
Выставляемая напоказ аморальность жизни махос, их песни и танцы (с тамбуринами, кастаньетами и гитарами) были, как и следовало ожидать, чрезвычайно притягательными для высшего общества. Да и чему удивляться? Вспомните, какой бессмысленной и беспощадной популярностью пользовались цыгане у русских аристократов! Часто испанские дворяне избирали себе любовниц и любовников из среды махос. К 1770-м годам «махаизм» превратился в повальное увлечение в высших кругах.
Его влияние легко проследить в сохранившихся портретах аристократии: благородные сеньоры с удовольствием использовали элементы национального костюма в своём гардеробе, и эта тенденция в эпоху, когда в остальной Европе царил ампир, имела достаточно массовый характер. Мода достигла даже королевского двора.
Существовал ещё один аспект: в этот период истории Испании, характерный засильем aфрансесадо (afrancesado, «офранцуженных», галломанов и сторонников Бонапарта), махос своим костюмом и поведением подчеркивали, помимо всего прочего, и национальную идентичность.
Женский вариант костюма махи использовал следующие элементы: короткая приталенная курточка, рукава с небольшими буфами фонариком, облегающий лиф. Носилось это с традиционными до сих пор компонентами испанского национального костюма — юбкой и мантильей. Воротник мог быть стоячим высоким. Как правило, махи засовывали под подвязку наваху или короткий стилет, надёжно прикрытый пышной юбкой. Не стоит забывать также и веер, которым до сих пор обмахиваются многие испански, если жара совсем уж нестерпима.
Статьи по теме:
Свяжитесь с нами:
zakharovsergei@mail.ru
Тел, WhatsApp, Viber, Telegram
Write a comment