Картина "Семейство сумчатых кентавров" была написана Сальвадором Дали в 1940-ом году и несмотря на все свои достоинства, не принадлежит к числу самых известных его работ.
Впрочем, вышесказанное применимо к большинству работ Дали, судьба которых складывалась одинаково: с первой же выставки, а то и вовсе из мастерской художника работы его попадали в частные коллекции, где многие из них находятся и поныне - совершенно неизвестные широкой публике.
"Семейство сумчатых кентавров" (35,6 Х 31 см, холст, масло) тоже находится в частной коллекции, а жаль - по мастерству исполнения она достойна украшать коллекции лучших музеев мира.
Для меня она интересна еще и тем, что позволяет проследить, как в сюрреалистических работах Дали появляется все больше и больше элементов классической живописи. Сюрреализм для Дали в 1940-ом году всё более становился клеткой, внутри которой он исследовал каждый сантиметр - и начинал все более скучать и томиться в рамках им же самим прославленного стиля.
Вынужденный покинуть родную Каталонию с началом Гражаднской войны, Дали много времени провел в Италии, где смог детально ознакомиться с творчеством своих давних кумиров - тех же художников Итальянского Ренессанса - и вляния классики со второй половины 30-хх начинает ощущаться в его работах все отчетливей.
Невзирая на явную сюрреалистическую несообразность в названии, которое лично меня всегда заставляет улыбаться, и, соответственно, в самом сюжете, все равно сложно отделать от мысли, что перед работа Микеланжело или самого Винчи, удивительным образом воскресшего аккурат в 20-ом столетии.
Влияние старой доброй классики просматривиается и в композиции картины, которая отличается геометрической выверенностью и даже, я бы сказал, сверхточностью. Присмотритесь к "Кентаврам" повнимательнее, и вы увидите, что пространство картины разделено на четыре треугольника, границы между котороми образут абсолютно правильную букву "Х".
Пригляделись? Увидели? Вот-вот - а ведь сразу и не заметишь! Что до кентавров - здесь все понятно: Дали в работах своих постоянно использовал персонажей и сюжеты из Греческой мифологии, которую знал не повехностно, на любительском уровне, но почти как специалист-профессионал.
А вот сумчатость имеет непосредственное отношение к одной из навязчивых идей Дали: художник свято был уверен в том, что прекрасно помнит все, что происходило с ним в материнской утробе, считал это время самым важным и самым счастливым в жизни любого человека, а сам акт рождения - изгнанием из "материнского рая", после которого вся последующая жизнь является ничем иным, как безуспешными попытками вернуться в это блаженное первоначальное состояние.
Дали был абсолютно убежден в том, что замечательно помнит время своего пребывания в утробе матери, и, что образная жизнь человека - не что иное, как стремление "символически воспроизвести первоначальное состояние рая в сходных ситуациях и представлениях". Вот фрагмент из его "Тайной жизни":
..."А каким был этот рай? Наберитесь терпения — и подробности не заставят себя ждать. Начну с общих ощущений. У внутриутробного рая — цвет адского пламени: красно-оранжево-желто-синий. Это мягкий, недвижный, теплый, симметрично-двоящийся и вязкий рай. Уже тогда он даровал предвкушение всех наслаждений, всех феерий. Самым великолепным было видение глазуньи из двух яиц, висящей в пространстве. Не сомневаюсь, что именно в этом — причина моего смятения и волнения, которые я испытывал на протяжении всей жизни перед этой образной галлюцинацией"...
Если вы вспомните чудесные сюрреалистические полотна Дали начала 30-х, где в качестве осноавного объекта фигурирует именно яишница-глазунья, зачастую лишенная даже тарелки в качестве своеобразного пьедестала и именно парящая в воздухе - источник вдохновения художника будет вам изначально понятен.
Таким образом, "сумчатость" кентавров - не что иное, как все те же несбыточные мечты Дали о "материнском рае", причем таком, в котором можно было бы существовать и после рождения.
Отдельно отметим скалы мыса Креус, расположеныые неподалеку от Порт-Льигата, где жил Дали. Удивительные формы этих каменных образований подпитывали творческую фантазию Дали на протяжении всей карьеры художника, хотя в данном случае - это, скорее, выражение тоски по дому, который в то время, увы, оставался для художника недоступным.
Статьи по теме:
Постоянство памяти - описание картины Сальвадора Дали
Сальвадор Дали - Ласточкин хвост и виолончель
Великий мастурбатор - описание картины
Свяжитесь с нами:
zakharovsergei@mail.ru
Тел, WhatsApp, Viber, Telegram
Write a comment