Картина "Жизнь Марии Магдалины" (62,5 Х 62,5 см; холст, масло) была написана Сальвадором Дали в 1960-ом, в период "ядерного мистицизма", когда художник провозгласил "Святой Троицей" своего искусства классицизм, каталоцизм и ядерную физику.
Но не стоит думать, что даже в годы своей наивысшей "религиозности" (беру слово в кавычки, потому что истинно верующим Сальвадор Дали все-таки не стал, как сам признавался впоследствии) Дали стал бы отказываться от еще более глобальных тем своего творчества, самой важной из которых был эротизм.
Эротизмом и сексуальностью пронизаны все работы Дали, каким бы "невинными", на первый взгляд, они не казались - и это более чем нормально! Уж если художник без колебаний изображал свою жену Галу, славную крайне свободныыми привычками в области секса, а Ватикан это одобрил (мы имеем в виду, конечно же, замечательную картину "Мадонна Порт-Льигата) - то что и кто вообще мог бы ему хоть в чем-то помешать?
И, уж конечно, невозможно представить себе, чтобы Дали обошелся без эротизма, изображая жизнь святой с такой замысловатой судьбой, как у Марии Магдалины, которая, как утверждает традиция, была блудницей - хотя этот факт в последнее время активно оспаривается рядом теологов.
Так или иначе, в качестве модели для Марии Магдалины Гала подходила гораздо более, и это, кстати, не первый случай, когда ей приходилось изображать именно эту святую. Первый - это очень известное полотно 1954-го "Распятие, или Гиперкубическое тело". Однозначная параллель картины "Жизнь Марии Магдалины" с "Гиперкубическим телом" прослеживается в одинаковом цвете накидки, который Дали использовал в обоих случаях.
Интерсно также отметить, что на исходе десятилетия тотальная одержимость Сальвадора Дали носорожьми рогами, которыми он населял едва ли не все свои полотна середины 50-хх, пошла на убыль, и Дали стал уделять куда большее внимание гвоздям.
Художник, постоянно изобретавший новые технические приемы, обзавелся аркебузой, с помощью которой выстреливал гвоздями, скажем, по медному или бронзовому листу, а затем добрабатывал изображение более традиционным способом.
В оправдание Дали (речь о его коварной измене носорожьим рогам) можно привести один неоспоримый довод: гвозди и шурупы также вполне могут выступать в качестве фаллического символа, равно как и особенности их применения однозначно могут трактоваться как некая аллюзия на половой акт.
Так или иначе, картина получилась весьма достойной, хотя широкая публика ее по-прежнемуне видит: несколько раз поменяв владельца, в 2008-ом эта небольшая вещь была продана на аукционе Кристи анонимному покупателю за 276 500 фунтов стерлингов - и украшает сейчас чью-то частную коллекцию. Если владелец надумает продать ее сегодня, то меньше 5, а то и 6 млн, уверен, он за нее не запросит. Хотя, возможно, я "мелочусь"...
Статьи по теме:
300 лучших картин Дали - описание и анализ
Write a comment