Картину Пабло Пикассо "Резня в Корее" (1951) можно в полной мере окрестить "Герникой Холодной войны" - хотя масштабы "Резни" значительно скромнее: 110 х 210 см.
Посреди пустынного пейзажа, на фоне обломков разрушенных зданий, разворачивается драма войны: шесть солдат готовятся расстрелять группу женщин и детей. Пикассо изобразил военных бездушными и бессердечными роботами, закованными в броню "беспрекословного подчинения приказу" - на этом принципе, собственно, только и может, и должна существовать любая армия, способная существовать и побеждать лишь до тех пор, пока существует отлаженная, как швейцарские часы, иерархия повиновения.
Жертвы грядущей бойни, папротив, изображены обнаженными - что, по задумке автора, должно усиливать сострадание к ним зрителя. Кроме того, Пикассо совершенно верно даёт потенциальному зрителю понять: чтобы сломать человека, полностью подавив его волю, иногда достаточно лишить его ремня и шнурков, не говоря уж о всей одежде.
Жертвы, собственно, и выглядят так - смертельно напуганными, подавленными, парализованными сковавшим их смертных ужасом. Лишь совсем маленький ребенок, который пока не осознает, , что такое смерть, беззаботно играет на земле. Одна из женщин - справа - застыла, скованная ужасом, и отказывается верить, что всё происходящее - правда.
Женщина слева от неё, кажется, уже приняла неибежность того, что сейчас произойдет, и лишь закрывает глаза в ожидании выстрелов; две другие женщины - одна беременная, со старшим сыном, а другая с младенцем, прижатым к груди, - в безграничном ужасе, вызванном не столько их собственной близкой смертью, но, скорее, осознанием того, что подобна учасоь ждет их детей.
Пикассо создал эту работу в начале 1951 года в знак протеста против убийств гражданского населения во время наступления армии Соединенных Штатов на территорию Северной Кореи во время Корейской войны. Картина написана маслом на фанере и в настоящее время входит в коллекцию Национального музея Пикассо в Париже.
Резня в Корее - работа с самым прямым идеологическим посланием. В разгар Холодной войны Пикассо заявляет о своей солидарности рядом с гражданским населением Северной Кореи, которые в то время жестоко страдали от последствий очень кровавого конфликта.
Именнно по этой причине Пикассо образца 1951 года - очень уважаемый в Советском Союзе человек, пусть и богатый до неприличия. Но за правильную идеологическую позицию, как известно, можно простить всё - даже нажитые честным трудом художника миллионы.
С другой стороны, помимо названия, Пикассо не контекстуализирует какой-либо конкретный факт Корейской войны и изображает персонажей в универсально-абстрактной манере. Только река, разделяющая картину надвое, напоминает нам о разделе корейской территории; разделение, которое действует и сегодня.
Учитывая то, как Пикассо выстроил сцену насилия, несложно обнаружить параллели со знаменитой картиной Франсиско Гойи «3 мая 1808 года в Мадриде» (1814 г.), а также с работой Мане «Рассстрел мексиканского императора Максимилиана» (1868 г.) Эдуарда Мане. На всех трех картинах, изображающих одинаковую сцену расстрела, палачи находятся справа, а жертвы - слева.
Третье мая 1808 года в Мадриде - Франсиско Гойя (1808)
Как мы уже сказали, в картине Пикассо принимает сторону невиновных, как он это уже сделал в "Гернике" во время Гражданской войны - и, что опять же роднит две этих политизированных вещи художника - ни "Герника", ни "Резня в Корее" никому, в общем-то, не понравились.
Кому-то - по идеологическим мотивам, а кому-то - по причине некоторой "удалённонсти" художественных принципов Пикассо от эстетики соцреализма. Напомним, в свое время "Герника", обеспокоила лидеров французской коммунистической партии, в которой Пикассо состоял, поскольку эстетика картины была признана "слишком далекой от социалистического реализма".
И, можно не сомневаться, международной критики, близкая к американским музеям, таким как Mузей современного искусства в Нью-Йорке, также разнесла картину в пух и прах. «Даже если эта картина никому не нравится, это всё равно что-то, правда?» - философски-смиренно отметил мудрый Пикассо по этому поводу. К тому времени он уже давно мог позволить себе эту роскошь - не подстраиваться под чье-либо мнение: удел, доступный лишь избранным.
Так или иначе, сегодня "Резня в Корее", считается одной из самых важных работ в защиту прав человека, созданных Пикассо.
Эксперт по творрчеству Пабо Пикассо Пьер Дайкс утверждал, что с годами картина приобрела «научно-фантастический» вид и вошла «в великую традицию живописи, посвященной человеческой жестокости, став чем-то вроде "Избиения младенцев по версии 20-го века."
Что до нас - мы искренне и полностью разделяем наивную позицию известного художника: "За всё хорошее против всего плохого", ибо и сами являемся таким же неисправимыми идеалистами, однако признать эту вешь Пикассо произведением искусства - выше наших сил.
Отметим: в то же время классово чуджый Советскому Союзу Сальвадор Дали создал картину "Христос Святого Иоанна Креста". Почувствуйте, что называется, разницу:
Сальвадор Дали - Христос Святого Иоанна Креста (1950 - 1952)
Самые известные картины Энди Уорхола
Самые известные работы Леонардо да Винчи
Самые дорогие картины Сальвадора Дали
Самые известные картины Ван Гога
Самые известные картины Пикассо
Write a comment