"Портрет Галы с двумя ребрышками ягненка, удерживающими равновесие на ее плече" (1933) - один из тех шедевров молодого Сальвадора Дали, которыми можно любоваться бесконечно!
Первая половина тридцатых годов прошлого столетия - это Дали-технарь, Дали-миниатюрист, часто работающий на дереве и вопроизводящий на совсем крохотной поверхности множество мельчайших, практически неразличимых невооруженным глазом деталей.
Работая, Сальвадор Дали, по воспоминаниям близких к нему в то время людей, часто пользовался увеличительными приборами, молодая рука его была крепка, а кисть - точна, как скальпель хирурга.
В полной мере все вышесказанное относится и к написанной маслом по дереву миниатюре "Портрет Гала с двумя бараньими ребрышками, сохраняющими равновесие на ее плече" (1933).
"Портрет Гала с двумя ребрышками ягненка" - описание картины
Эта драгоценная вещица, подобно многим другим того же периода, обладает интересным эффект: если впервые вам довелось увидеть "Галу с ребрышками" в репродукции, вы, исходя из множества тщательно выписаных деталей, ни на секунду не усомнитесь, что имеете дело с достаточно крупной картиной.
А зря! Обратив внимание на цифры, указывающие ее истинные размеры (6,80 х 8,80 см) - вы поймете, что глубоко ошибались.
Лучше всего, разумеется, смотреть оригинал, находящийся в Театре-Музее Дали в Фигерасе - смотреть и удивляться: как, как он это сделал? Ведь размером эта вещь немногим больше кредитки!
Интересно, что при написании этой чудесной миниатюры Дали отталкивался не от оригинала (то есть, Галы), а от их с женой совместной фотографии, где Гала, надо отдать должное фотографу, получилась значительно лучше, чем в жизни, и выглядит прямо-таки знойной обольстительницей-красоткой.
Впрочем, не исключено, что на фото просто проявилась ее истинная внутренняя суть, вовремя уловленная фотографом.
В дальнейшем Дали также частенько пользовался фотографиями Галы при создании той или иной картины, содержащей ее светлый образ (собственно, других женских моделей у Дали и не было, если речь не идет о портретах на заказ), что наводит на мысль: в плане позирования Гала была далеко не так безропотна и послушна, как в свое время Ана-Мария Дали - родная сестра художника.
Все пространство миниатюры буквально пронизано солнцем, от жарких прикосновений которого Гала, кажется, испытывает почти плотское наслаждение, а еще - мы видим все тот же возлюбленный Дали Порт-Льигат, где художник имел свое гнездо, которое с любовью трансформировал, обустраивал и расширял на протяжении десятилетий - и где он написал большинство своих лучших работ.
Те, кому доводилось бывать в Порт-Льигате, где ныне находится дом-Музей Сальвадора Дали, сходу узнают полуразрушенный колодец, изображенный на миниатюре и вполне благополучно доживший до наших дней.
А люди, знакомые с творчеством Дали более глубоко, сходу опознают на миниатюре и еще одного персонажа, кочующего из работы в работу: мальчугана с обручем, притаившегося за колодцем.
Мальчонка - один из вариантов автопортрета, к которому Сальвадор Дали множество раз возвращался на протяжении карьеры. Пожалуй, последнее появление Дали-малыша состоялось в картине "Галлюциногенный торреро", законченной в 1970-ом году.
Относительно бараниьих ребрышек дадим высказаться самому Дали: "Приехав в Порт-Льигат, я написал портрет Галы с двумя ребрышками, качавшимися в равновесии на ее плече. Это означало, как я позднее узнал, что вместо того, чтобы съесть ее (Гала) я решил съесть пару сырых кусков мяса. И действительно, отбивные стали подменой искупительной жертвы, как барашек для Авраама или яблоко для Вильгельма Телля..."
Надо признать, Сальвадор далеко не всегда выражался столь мудрено и изысканно. Временами, когда вопрос относительно ребрышек и жены "доставал" каталонского художника окончательно, он с ненавистью взглядывал на спросившего и угрюмо отвечал:
-Я люблю жену - и люблю баранину. Почему бы мне не изобразить их вместе?
Так ли, эдак ли - суть вполне понятна. Всякий раз, когда влюбленный Сальвадор глядел на супругу, он испытывал, ежесекундно и беспрестанно, такое свирепое вожделение, что готов был пожрать ее целиком, однако, ввиду невозможности этого, вынужден был сублимировать это желание поеданием баранины.
Кстати, в мыслях о том, чтобы съесть любимого человека, нет ничего противоестественного - таким образом реализуется подсознательное стремление окончательно и безраздельно завладеть сверхценным объектом любви. Просто сублимация этого желания осуществляется разными людьми по-разному. Сальвадор Дали пишет картину, маньяк - ест.
Если серьезнее - и Дали сам неоднократно говорил об этом - его сублимация сексуальных отношений, которые представляли собой одну спошную проблему (чего Дали никогда не скрывал) реализовывалась в творчестве.
Так, собственно, и должно быть, в соответствии с учением кумира Дали - Зигмунда Фрейда. Отсюда известная сентенция Дали на предмет того, что "все великие люди были импотентами - иначе у них не осталось бы времени на то, чтобы стать великими".
Настоящим сексом, в котором он мог проявить себя подлинным гигантом, для художника всегда была живопись, и потому высказывания Дали о живописном ремесле звучат соответственно.
Вспомним его известное изречение: "Живопись - то, что входит в тебя через глаза и стекает с кончика кисти - и то же самое любовь..."(читать описание картины "Портрет Галы с двумя бараньими ребрышками..." на английском языке)
Статьи по теме:
Write a comment