Картина "Медиумически-параноидальный образ" была написана Сальвадором Дали в 1935-ом году и продолжает серию местерски сделанных небольших вещей, практически миниатюр, которые каталонский мастер создавал не на холсте, а на дереве - хотя такой "носитель", безусловно, не обладает многими плюсами, присущими холсту.
Так или иначе, это еще один "мгновенный цветной снимок подсознания", которые создавались Дали в полном соответствии с собственным "параноидально-критическим методом".
Если учесть, что как раз в 1935-ом году было опубликовано эссе Дали под названием "Завоевание иррационального", где он дал определение своему методу, а заодно и описал его цели и задачи - всякие удивления по поводу засилия слова "паранойя" и "параноидальный" отпадут сами собой. "Параноидальный астральный образ", "Паранойя", "Параноико-критическое одиночество", "Параноидальное лицо", "Окраины параноидально-критического города", "Великий параноик".... Не слишком ли много паранойи!? - воскликнете вы и будете совершенно неправы. Паранойи ровно столько, сколько необходимо - и ни йоту больше.
Постараюсь пояснить свою точку зрения, поскольку это важно: она связана с одним их тех противоречий, которыми полны и жизнь, и творчество Сальвадора Дали. Дело в том, что Дали прославился как сюрреалист в то время, когда сюрреалистом по сути не являлся, работая именно в русле параноидально-критического метода, создание которого было вызвано насущной необходимостью.
Сюрреализм, задачей которого являлось слепое и автоматическое воспевание бессознательного, совершенно не подходил Дали и очевидно не устраивал художника по складу его ума. Сальвадор - это не могут отрицать даже его враги - при всей своей творческой натуре обладал блестящим, прекрасно организованным и совершенно упорядоченным в соответствии с законами логики умом."
Период восхищения сюрреализмом достаточно быстро миновал - логический ум Дали глубоко страдал от тупиковости главного принципа этого интересного, но быстро исчерпавшего себя направления: слепой автоматизм в фиксации бессознательного. Так появился "параноидально-критический метод", и слово "параноидальный" в названии совершенно не случайно.
Паранойя - это психическое заболевание, которое можно охаректеприозвать как бред, живущий по законам железной логики. Как не странно, величайшему сюрреалисту и певцу бессознательных образов, галлюцинаций и сновидений Сальвадору Дали мучительно не хватало участия сознания в творческом процессе.
Паранойя - это психическое заболевание, которое можно охаректеприозвать как бред, живущий по законам железной логики. Как не странно, величайшему сюрреалисту и певцу бессознательных образов, галлюцинаций и сновидений Сальвадору Дали мучительно не хватало участия сознания в творческом процессе.
Так и появился на свет "параноидально-критический метод", который Дали описал как "спонтанный метод иррационального познания, основанный на интерпретационно-критической ассоциации бредовых феноменов". Ключевые слова здесь - интерпретационно-критический.
Иными словами, если сюрреализм - это шизофрения, то метод Дали - это паранойя, то есть почти предательский шаг в сторону разума, как неотъемлемого участника творческого процесса, о чем псевдосюрреалист Дали намеренно и декларативно и заявляет.
В своем эссе Дали дает понять, что спонтанные галлюцинаторные (бредовые) образы дожны быть систематизированы, критически пересосмыслены, а затем перенесены на холст с высочайшей детализацией и точностью.
О, это фотографическая точность Дали! Уверен: когда я назову истинные размеры картины "Медиумически-параноидальный образ" (19 Х23 см) вы не поверите - такое множество мельчайших деталей умудрился поместить Дали на этот крохотный кусочек дерева!
Да-да, хорошо - скажете вы. Сюреализм - бред, параноико-критический метод - логический, но все равно бред. А где же бред в этом чудесно написанном и в высшей степени реалистичном шедевре?
Извольте: бред (или галлюцинации, или сон, или фантазии) присутствует в несочетаемости пейзажа и помещенных в него персонажей. Дали изображает пустынный пляж в Росесе - и помещает в него своих знакомых из Кадакеса, явно находящихся "не на своих местах". В особенности это касается расположенно слева рыбачки Лидии Ногес, которая, обряженная в свой явно самый дорогой и парадно-выходной костюм, восседает своей пятой точкой на мокром пляжном песке.
А теперь мы снова возвращаемся к паранойе. Лидия Ногес -та самая, у которой Дали приобрел жалкую хижину, "выросшую" впоследствии в его знаменитый Дом в Порт-Льигате, обладала, по словам художника, самым параноидальным умом из всех. с которыми мне приходилось сталкиваться. Что до обоих ее сыновей, изображенных на картине справа, они и вовсе страдали шизофренией, были, в конце концов помещены в психиатрическую лечебницу и умерли там молодыми.
Какая печальная история! - воскликнете вы. Соглашусь, но добавлю: не более печальная, чем история, приключившаяся с родным дедушкой Сальвадора Дали по имени Галь, который тоже страдал паранойей и время одного из обострений совершел самойбийство в Барселоне, где проживало тогда семейство.
Так что паранойя, как видите, окружала Дали повсюду - и её в названия картин Дали ничуть не больше, чем было в действительности.
Что до "образа" давшего название полотну - это древняя амфора, которая с редкой настройчивостью "кочует" из картины в картину Дали в середине 30-хх.
К тому времени, когда была написана эта картина, Дали и Гала заключили соглашение с Эвардом Джеймсом: английским богатым коллекционером, который получил права на все новые работы Дали - взамен обеспечивая художника необходимыми для достойного существования финансовыми средствами, что очень помогло чете Дали выживать во второй половине 30-хх.
Статьи по теме:
Преждевременное окостенение станции (1931)
Сикстинская Мадонна (Ухо с Мадонной)
Write a comment