Картина "Убийца в опасности" (фр. L'Assassin menacé) - была написана Рене Магриттом в 1927 году и являет собой образчик совсем непонятного творчества - если, разумеется, рассматривать эту вещь вне литературно-кинематографического контекста.
На картине изображена обнаженная окровавленная женщина, безжизненное тело которой лежит на кушетке.
Человек, преположительно только что лишивший ее жизни, очевидно пребывает в "чемоданном настроении": его шляпа и пальто лежат на стуле, рядом стоит коричневый чемодан - однако вместо того, чтобы покинуть место преступления, он с довольно меланхоличным лицом вслушивается в звуки, извергаемые граммофоном (принято считать, что граммофон воспроизводит крики убитой только что женщины).
Между тем, драгоценные секунды, необходимые для бегства, стремительно истекают. Над головой замешкавшегося киллера явно сгущаются тучи. Двое мужчин, вооруженные дубинкой и сеткой, ожидают в фойе под прикрытием стен. Очевидно, один собрался душить душегуба, а другой, запутать его в сети, чтобы обезвредить окончательно.
Некоторые исследователи творчества Магритта полагают, что сюжет позаимствован из фильма Луи Фейяда «Фантомас» 1912 года. Сам фильм «Фантомас» основан на 32-томной серии романов, написанной Пьером Сувестром и Марселем Алленом.
Магритт, как известно, был очарован личностью Фантомаса, который мог незримо проникать сквозь стены и творить разнообразные непотребства, бросая вызов истеблишменту и ниспровергать его уютный, посыпанный крупными брильянтами порядок. Не будем забывать: сюрреалисты не любили буржуев, хотя и сами (вот незадача!) принадлежали к их числу.
С другой стороны, Дэвид Сильвестр, биограф Магритта, предполагает, что эта картина и картина «Девушка, которая ест птицу 1927 года» были написаны на основе набора стихотворений в стиле жесткой эротики написанных поэтому Полем Нужем в 1926-ом и опубликованных лишь тридцать лет спустя.
Стихи были написаны в то время, когда и Магритт, и Нуж работали вместе над созданием каталогов для меховой компании Samuels. Вот несколько стихотворных строк Поля Нужа, подтверждающих эту теорию:
"Четыре головы (у Магритта в картине нашлось место только для трех) смотрят на убийцу.
В коридоре по обе стороны от широкой двери,
Затаились двое мужчин, которые еще не увидели картину случившегося.
Они - странные посетители.
Затаившись, они прижались к стене.
Один из них разворачивает огромную сеть, другой размахивает дубинкой.
Все это будет называться «Убийца в опасности».
Стихотворение, как видим, вполне сюрреалистическое и выступающее практически в роли "сценария" для картины Магритта. Примечательно, что вторая версия совсем не обязательно противоречит первой: Нуж, как и Магритт, мог также подппасть под мощное очарование такого всемогущего персонажа, как Фантомас.
Статьи по теме:
Самые известные работы Леонардо да Винчи
Самые дорогие картины Сальвадора Дали
9 знаменитых шедевров Яна Вермеера
Write a comment