В 1934 году Сальвадором Дали были написаны две практически идентичных картины под названием "Явление моей кузины Каролинеты на пляже в Розес" - (правда, одна из них, о которой мы уже рассказывали, имеет и второе, альтернативное название, которое звучит как "Жидкое предчувствие". В остальном же, за исключением некоторых деталей, картины схожи, как родные сестры.
Роднит их и то, что в настоящий момент оба этих "классических" полотна сюрреалистического периода (73 Х 100 см; холст, масло) находятся в частных коллекцииях, и как всегда, хочется воскликнуть по этому поводу: "Жаль!"
Жаль, потому что картины изумительны - однажды мне пришлось видеть одну из "Каролинет" в оригинале, во время барселонской выставки 2018 года, и потому имею полное право засвидетельствовать это. Искусство должно принадлежать народу - и, наблюдая такую красоту, каждый раз жалеешь о том, что вместо любознательных и культурных масс такими шедеврами зачастую наслаждаются лишь единицы.
Но вернемся к "Явлению кузины Каролинеты". Для того, чтобы стал более понятен сюжет картины, обозначим главных действующих лиц этой "сюрреалистической околосексуальной драмы". Дело в том, что большинство работ Дали посвящены именно сексуальности, а уже если речь идет о Дали-сюрреалисте - то все работы этого периода без исключения.
"Кузина Каролинета" особенно часто появляется в работах Дали 1934-1936-го г.г. Как впоследствии рассказывал Сальвадор Дали Антонио Пичоту (своему близкому другу и директору Театра-музея Дали в Фигерасе), Каролинета - его кузина (на самом деле - двоюродная тетка), жившая в Барселоне и бывшая несколькими годами старше его.
Именно в силу этой разницы в возрасте Каролинета, с которой он виделся либо во время поездок в Барселону, либо во время визитов ее семьи в Фигерас, всегда вызывала у подрастающего Сальвадора Дали жгучее любопытство, как первая "настоящая взрослая женщина", которую он наблюдал вблизи.
Очевидно, что именно Каролинета пробудила в мальчике первые сексуальные чувства, да и впоследствии не раз становилась объектом эротических фантазий будущего знаменитого художника. Не исключено, что способствовала этому и романтически-расслабленная обстановка, когда обе семьи выбирались на пляжный отдых в Розес - городок на Коста-Брава неподалеку от Кадакеса.
Тот факт, что Каролинета умерла в 1914-ом году в возрасте всего 19 лет, добавляет к этим ощущениям тягучую ноту печали, создавая тот самый "коктейль", который так нравился Дали: секс, молодость, смерть.
То, что Дали помещает Каролинету именно на пляж в Розес, не случайно и еще по одной причине: именно в Розес Дали впервые, как пишет он в "Тайной жизни", заметил у себя на лобке черные волоски и понял, что взрослеет.
Из других привычных для этого периода образов Дали следует упомянуть древнюю амфору, особенно активно кочевавшую из картины в картину в первой половине тридцатых (например, "Медиумически-параноидальный образ" (1935), а также стайку птичек с пышным названием "кардинал" ("Кардинал, кардинал!" (1934).
Что до кипариса или встающих из средиземной воды скал с узнаваемыми очертаниями - это образы-константы, повторявшиеся в картинах усатого маэстро на протяжении десятилетий.
Мы не раз уже писали о том, что Дали был маниакально (в хорошем смысле этого слова) влюблен в родные места, и неустанно запечатлевал их в своих картинах на протяжении всей творческой жизни. Поэтому, настаивал художник, понять его творество по-настоящему, можно, только побывав Кадакесе, в Порт-Льигате, в Розесе - иными словами, в тех местах, где художник родился, прожил бОльшую часть и умер в возрасте 84 лет.
Статьи по теме:
Сардана ведьм (1918) - Сальвадор Дали
Этюд обнаженной (1925) - Сальвадор Дали
Дионис, выплевывающий цельный образ Кадакеса на кончик языка трехэтажной гаудианской женщине
Write a comment