Каталонский модерн (modernisme català) - архитектурное направление, существовавшее внутри общего течения в искусстве и, прежде всего, в архитектуре конца 19-го, начала 20-го в.в. - однако имевшее при этом ряд характерных особенностей. Как бы кто ни относился к идеям воинствующего каталонского национализма, следует признать: ни в одном другом месте Испании архитектура модерна даже в малой степени не достигла столь широкого распространения, и нигде больше в Испании (да и не только в Испании) это течение не ознаменовалось столь славными свершениями на архитектурном поприще.
Более того, именно каталонские архитекторы, освоившись внутри созданной ими же традиции, понесли "благую весть модерна" по другим городам и весям Испании, отстроив немалое количество шедевров, в таких городах, как Картахена, Комильяс, Новельда, Асторга, Мелилья, Леон...
Иными словами, тон испанкому модерну задавал именно модерн каталонский, хронологические рамки которого лежат в интервале между двумя Интернациональными выставками в Барселоне: выставкой 1888-го, породившей настощий бум городского развития, и выставкой 1929-го, подведшей черту под славной эпохой, раз и навсегда определившей доминирующий архитектурный облик Барселоны.
Каталонские архитекторы-модернисты Элиас Рогент, Луис Доменек-и-Монтанер, Жозеп Пуч-и-Кадафалк, Энрик Санье, Жоан Рубио, Жозеп Мария Жужоль и дргие разработали свой собственный архитектурный язык, на котором "разговаривал" и Антони Гауди, быстро, впрочем, выросший из рамок любого направления в силу уникальности своей личности и отпущенного ему богом таланта.
В конце 19 века повсюду в Европе одновременно стали возникать архитектурные тенденции, стремящиеся порвать как с прежней эстетикой, так и быстро устаревающими методами и способомим строительства, что стало самым прямым следствие промышленной революции.
Мир, дрожа от возбуждения и безграничности новых перспектив, привыкал к электричеству, железным дорогам, паровым машинам, которые полностью изменили образ жизни людей и привели к бурному росту городов, превратившихся в крупные промышленные центры, где новорожденная промышленная буржуазия быстро стала играть главенствующую роль.
В этом смысле модерн, вне зависимости от географической принадлежности, можно охарактеризовать как городской и буржуазный стиль, призванный удовлетворить довольно низменные вкусы не успевшей получить образование "в Кембриджах и Оксфордах" новой элиты, владевшей, тем не менее, внушительными материальными средствами.
В 19-ом столетии Каталония во главе с Барселоной стали тем самым местом, где промышленная революция стартовала раньше и протекала гораздо более бурно, чем на территории остальной Испании.
Иными словами, каталонцы быстро обзавелись тем самым капиталом, который окончательно убедил их в собственной исключительности - в чем, впрочем, они и так не особенно сомневались.
Наличие денег, помноженное на каталонский патриотизм и осознание себя, как отдельной нации, привело к желанию закрепить этот непреложный факт на уровне культуры. Так возникло идеологически-культурное движение, известное, как "Каталонский Ренессанс", и породившее немалое количество выдающихся художников, поэтов, музыкантов и, конечно же, архитекторов.
Почему конечно же? Да потому что как раз в то время Барселона вышла за пределы тесного периметра крепостных стен, "душивших" город со времен дремучего Средневековья. С нуля началась застройка свежепридуманного Ильдефонсо Серда района Эшампле, и профессия архитектора была в то время в Барселоне самой востребованной из всех.
В общей сложности более 100 (ста!) талантливых архитекторов-модернистов в Барселоне и Каталонии помогали быстро нуворишам достойно потратить свои средства, возводя по их заказу жилые и промышленные постройки, многие из которых вошли в золотой фонд каталонской архитектуры.
Из этой "сотни" хочется особенно выделить таких корифеев, как Антонио Гауди, Луис Доменек-и-Монтанер, Жозеп Пуч-и-Кадафалк, а также Энрик Санье. О работах этих мастеров смы неоднакратно рассказывали на страницах этого сайта - и будем делать это в дальнейшем.
Хотелось бы отметить (а точнее, прихвастнуть), что несколько построек каталонского модерна включены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Это две работы Луиса Доменек-и-Монтанера: Больница Святого Креста и Святого Павла и Дворец Каталонской Музыки, а также целых семь творений нашего "мятежного гения" Антонио Гауди:
Дворец Гуэля
Дом Бальо
Дом Висенс
Крипта колонии Гуэля
И все же, как неоднократно уже говорилась, уникальность Барселоне придают не эти несколько зданий. Уникальность каталонского модерна, материализовавшегося в свое время на улицах Барселоны заключается в его массовости и повсеместности.
В районе Эшампле прекрасных модернистских зданий даже не десятки - сотни и сотни! В совокупности они и создают тот самый, единственный и неповторимый, архитектурный ансамбль, который легко, играючи, погружает нас в модернистское прошлое, в котором мы никогда не жили, и заставляет слегка завидовать: должно быть, славные были времена - если судить по архитектуре!
Да, модерн не лишен своих издержек - но даже издержки эти, часто обусловленные "не идеальным", скажем так, вкусом заказчиков, выглядят в наше утилитарное время шедевральными!
А в работах больших мастеров модерн не только достигает высот подлинного искусства, но и устанавливает новые стандарты. Или вообще выходит за пределы сложившейся системы координат - как это имеет место быть в архитектуре Гауди...
Write a comment