Картина "Момент перехода" (иногда название текже переводят "Переходный момент") написана Сальвадором Дали в 1934-ом, сверхпродуктивном и самом "сюрреалистическом" году и, как и значительная часть творений испанского художника, неизвестна широкой публике.
Причина самая обычная - эта вещь (54 Х 64,5 см; холст, масло) находится в частной коллекции. Такой уж Дали был художник: ничего не показывая публике (именно по причине быстрого попадания его работ в частные коллекции) умудрился, тем не менее, стать одним из самых известных живописцев 20-го столетия.
И, хотелось бы добавить, одним из крупнейших мастеров самопиара, без которого торговать 50 лет картинами, разлетавшимися, как горячие пирожки, было бы решительно невозможно! Вот и осели эти пирожки в разных частях света, в частных собраниях, доступные лишь взорам избранных - а жаль...
Впрочем, в случае с "Переходным моментом" все не так уж и печально. Всякий, кто бросил даже поверхностный взгляд на эту картину, сразу вспомнит другую вещь Дали, написанную годом ранее: превосходную картину "Призрачная повозка", которая сегодня находится в экспозиции Театра-музея Сальвадора Дали в Фигерасе, и насладиться ею могут свыше 1 000 000 человек ежегодно.
И пусть "Призрачная повозка" вчетверо меньше (почти миниатюра) и написана на доске, и пейзаж, и главный образ - повозка, наблюдаемая со спины - в обеих картинах практически идентичны.
Плоскость Ампурданской долины, россыпь домиков далекого города, Пиренейские горы, отделяющие Испанию от Франции - и повозка с силуэтом возницы, который в то же время может воспримниматься, как увенчанная куполом башня вдали, в том самом городе, к которому держить путь повозка. Это так называемый "двойной образ", которые Дали особенно часто использовал именно в сюрреалистический период творчества.
В этом, собственно, и заключается смысл названия картины: "момент перехода" происходит в ту секунду, когда вместо возницы мы начинаем видеть башню, а повозка, в результате этого, теряет свою "настоящесть" и будто растворяется в жарком каталонском воздухе....
Отметим и кое-какие отличия "Переходного момента" от призрачной повозки: во-первых, пользуясь даруемой творцу свободой, Дали "натащил" в картину валунов с мыса Креус, которым здесь явно не место; во-вторых, здания города вдали написаны гораздо более схематично (эдакое возвращение Джорджио Кирико в работы Сальвадора Дали) и, в-третьих, в "Момент перехода" добавилась вечно спешащая, с развевающимися лентами шляпы, кузина Дали Каролинета из Барселоны, которая когда-то пробудила во врзослеющем мальчике Сальвадоре мужское начало - и умерла совсем молодой, в возрасте всего 19 лет.
Появляется в картине и сам "взрослеющий мальчик" - приглядевшись, вы обнаружите его слева от провозки и чуть впереди нее.
Источник фото: сайт Фонда "Гала-Сальвадор Дали"
Статьи по теме:
Мыс Креус в картинах Сальвадора Дали
Порт-Льигат в картинах Сальвадора Дали
Кадакес - "белый город" на Коста Брава
Write a comment