В этой статье мы вспомним самые известные и значимые картины Клода Моне (1840 - 1926) - замечательного художника, который знаком большинству жителей планеты Земля своей почти бесконечной серией работ, посвященных кувшинкам.
Однако неверно было бы думать, что только "Кувшинками", картин с изображением которых было написано более 200(!), дело и ограничивалось.
Помимо этого Клод Моне создал сотни других выдающихся произведений искусства, да и вообще - можно сказать, положил начало и дал название целому направлению в живописи, известному как импрессионизм. Итак, самые известные картины Клода Моне!
1. Впечатление. Восходящее солнце (1872)
Немного сыщется в истории живописи картин, в честь которых давали бы название целому направлению. Картина Клоде Моне "Впечатление. Восходящее солнце" (1872) - как раз такой случай. Любой, даже самый далекий от искусства человек наверняка краем правого или левого уха слышал о таком течении в живописи, как импрессионизм - потому что не услышать о нем нельзя.
Это самый авангардный прорыв в изобразительном искусстве 19-го века, настоящая революция, которая, так уж получилось, была названа по имени этой совсем небольшой (48 х 63 см) и, на первый взгляд, совершенно невзрачной картины Моне, название которой в оригинале выглядит следующим образом: Impression, soleil levant (фр.)
Для того, чтобы по-настоящему открыть красоту родного Гавра, Моне понадобился сущий пустяк: вырасти, попытать удачи в Париже, пожить в Англии, затем в Голландии, после вернуться на время в город, где всё начиналось - и увидеть его новыми глазами. И не просто увидеть, но и запечатлеть.
Причем, запечатлеть не действительность, но впечатление от действительности, возникшее в его персональном восприятии. В этом вся суть, и вся революция, о чем сам Моне в момент написания картины, конечно же, догадывался - но, возможно, не в полной степени...читать описание картины полностью
2. Бульвар Капуцинок (1873)
«Бульвар Капуцинок» (фр. Boulevard des Capucines) — еще одна "классика жанра", картина написанная Клодом Моне в 1873 году и зображающая, как несложно догадаться, бульвар Капуцинок в Париже.
Картина написана с балкона фотографической студии Надара («Anciens Salons Nadar»), расположенной на углу улицы Дону и бульвара Капуцинок[1]. Для Клода Моне это была прекрасная возможность увидеть сверху оживлённый бульвар с прохожими, которых он изобразил как тонкие графические фигуры.
В 1873 г. Моне написал два «Бульвара Капуцинок»: один вертикальный, и один горизонтальный. Вертикальная картина, представленная здесь, в настоящее время находится в Музее искусств Нельсона-Аткинса (Nelson-Atkins Museum of Art) в Канзас-Сити. Горизонтальная версия, написанная несколько позже, принадлежит ГМИИ имени А. С. Пушкина (Москва).
Оба полотна были выставлены на Первой выставке импрессионистов в Париже в период с 15 апреля по 15 мая 1874. Нужно отметить, что часто встречающееся в русском искусствоведении название «Карнавал на бульваре Капуцинок» не соответствует ни одной из двух перечисленных картин и не встречается в прессе того времени.
3. Прогулка. Дама с зонтиком (1875)
Картина Клода Моне "Прогулка. Дама с зонтиком", известная также под названием "Камилла Моне с сыном Жаном" была написана художником в 1875 году и причмечательна сразу по нескольким причинам.
Во-первых, потому, что Моне решил, наконец, несколько отвлечься от бесконечного изображения слабо одушевленных предметов, к чему, как мы знаем, питал непреодолимое пристрастие.
Да, количество стогов сена, маковых полей, кувшинок, видов лондонского Парламента и Руанского собора, порожденное Моне, слабо поддается учету и наглядно демонстрирует негативное отношение художника к такому подозрительному классу живых существ, как люди...читать полностью
4. Вокзал Сен-Лазар (1877)
На третьей выставке импрессионизма, проходившей в Париже в апреле 1877, Клод Моне представил семь версий «Вокзала Сен-Лазар». Художник, еще на павший жертвой очарования буколических сельских пейзажей, выбрал тему технического прогресса, которая была тогда в моде. Позднее знаменитый Эмиль Золя говорил, что атмосфера, создаваемая картинами, вдохновила его на написание книги «Человек-зверь».
Всего Клод Моне создал 12 полотен, изображающих вокзал Сен-Лазар в разную погоду и с различных точек обзора. Своё творческое решение "зациклиться" на одном объекте он объяснял следующим образом:
"Я думаю, что изображение одного и того же сюжета в разное время суток не будет банальным, учитывая то, как разное освещение удивительным образом от часа к часу меняет облик и колорит зданий."
В те далекие годы ни сам Моне, ни его поклонники и хулители, еще не знали, что впереди - такие монументальные серии, как "Парламент", "Стога", "Руанский собор" и, конечно же, "Кувшинки".
5. Стога сена (1890 - 1891)
Серия картин Клода Моне "Стога сена" считается самой одной из самых ценимых - в особенности, если учесть тот факт, что общее количество работ художника, посвященных стогам, значительно меньше, чем почти невероятное число работ с изображением кувшинок. Здесь, как видим, количество все-таки имеет значение, самым непосредственным образом сказываясь на рекордных аукционных ценах.
"Стога сена" написаны в Живерни - на фермерском поле, совсем недалеко от дома художника. Интересно, что изначально Моне планировал написать всего две картины - стога при свете солнца и стога в пасмурную погоду.
Однако, как это часто бывало с художником, вскоре работа захватила его целиком. Количество полотен начало неуклонно расти - и, что немаловажно, Моне остановился лишь потому, что смог достичь на холсте всего, что намервался.
6. Руанский собор (1892 - 1895)
«Руанский собор», как это в большинстве случаев свойственно зрелому Клоду Моне - не одна картина, а целая серия, написанная в 1892—1895 годах. О масштабах судите сами: всего в этой серии Моне написал 35 картин: 28 видов самого собора вблизи, 4 общих плана Руана, на которых собор доминирует, 3 вида примыкающего к собору двора Альбана с пристроенным к собору домом и улицей Эписери, ведущей к собору.
В начале февраля 1892 года Моне приехал в гости к своему брату Леону в Руан и, впечатлившись живописными видами города, решил немного поработать. Человек чуткий, Моне, дабы не стеснять брата, снял комнату в отеле «Англетер». После нескольких дней раздумий Моне сделал окончательный выбор в пользу Руанского кафедрального собора, нашел пуствовавшую комнату с видом на храм, устроил в ней мастерскую - и приступил к работе.
Как писал Оскар Рейтерсверд: «Моне заинтересовался тем, как свет отражался на причудливой лепке фасада. Он был восхищён. Ему казалось, что он смотрит в огромный калейдоскоп, где узор сменяет узор, следуя в непрерывной последовательности и с неиссякаемым разнообразием». Все эти перемены в зависимости от времени суток, погоды, освещения и т.д. и составили тему более чем трех десятков работ.
В частности, представленная здесь картина носит название "Руанский собор. Портал, солнце", (фр. Le portail (soleil). 100 × 65 см).
Впервые она была представлена публике в 1895 году на выставке в галерее Поля Дюран-Рюэля, затем возвращена художнику, в следующем году демонстрировалась на выставке в Нью-Йорке. В октябре 1902 года выкуплена Дюран-Рюэлем, в 1905 году продемонстрирована публике на выставке в галерее Пауля Кассирера в Берлине и далее выставлялась в галерее «Графтон» в Лондоне.
В 1924 году показана на персональной выставке Моне в галерее Жоржа Петиrufr в Париже, после чего картина надолго пропала из публичного доступа. 15 мая 1984 года выставлена на нью-йоркских торгах, совместно проводимых аукционными домами «Сотбис» и «Парк-Бернет», и 11 мая 1987 года вновь торговалась в Нью-Йорке у «Сотбис», где была продана в частную коллекцию в США.
7. Парламент (1899 - 1905)
«Парламент» — серия картин с видом здания Парламента в Лондоне работы французского художника-импрессиониста Клода Моне, входящая в общую группу картин Моне «Виды Лондона». Серия создана в период 1899—1905 годов; всего в этой серии известно 19 картин.
Картины представляют собой вид на здание Парламента (Вестминстерский дворец) с противоположного берега Темзы. Почти все картины написаны с одного ракурса, но на них иногда варьируется широта и высота обзора. В основном картины имеют размер близкий к 81 × 92 см.
Снова перед нами "классический" Клод Моне времен становления стиля, утверждающий концепцию, которая станет основной в творчестве плодовитого француза: не бывает "просто Парламента" - есть Парламент на рассвете, Парламент на закате, Парламент при ярком свете солнца и Парламент в пасмурную погоду, Парламент в тумане и Парламент во время грозы...
Всего Моне смог вычленить девятнадцать состояний Парламента, запечатлев их в девятнадцати впечатлениях-картинах. А эти англичание и не подозревали, что все так сложно и долгое время были уверены, что Парламент в Лондоне у них только один...
8. Кувшинки (Водяные лилии),1906
«Одно мгновение, один-единственный нюанс природы содержит в себе всю ее непостижимую универсальную суть», - сказал как-то Клод Моне, имея в виду свою коллекцию картин, посвященных водяным лилиям, или кувшинкам.
Эти "Кувшинки", написанные в 1906 году" выделяются среди других произведений серии исключительным вниманием к деталям, чего практически не найдешь в самых поздних работах мастера.
"Водяные лилии" (1906) принадлежат к одной из первых серий, в которых Моне стал уделять самое пристальное внимание времени суток, стараясь максимально точно передать на холсте, как по-разному воспринимаются эти нежные цветы в зависимости от того, когда написана картина - днем, утром или вечером.
9. Кувшинки в цвету (1914 - 1917)
И снова кувшинки! Да, без них никак. Примечательно, что так или иначе о кувшинках Клода Моне слышали все - но, как правило, мало кто представляет, сколько картин, посвященных этим растениям, написал французский художник. В большинстве случаев люди считают, что Моне написал пару-тройку "водяных картин", возможно, десяток - но уж точно не больше!
Истина шокирует и впечатляет - 250! 250 картин, посвященных кувшинкам, или водяным лилиям, создал Клод Моне за карьеру! Поистине, здесь есть над чем задуматься!
Что немаловажно, при таком, почти конвейерном, потоке производства Моне умудрился не "сбить" цену - количество мультимиллионеров, во что бы то ни стало желающих обзавестись "Кувшинками", все-таки значительно превышает число написанных Моне "кувшиночных" картин.
Write a comment