Мало кто знает, что священная гора Монсеррат в свое время стала объектом пристального внимания нацистов, и второй человек в Третьем Рейхе - Генрих Гиммлер - в 1940 посетил всемирно известный каталонский монастырь со вполне определенными целями, лежащими в области чистой эзотерики.
23 октября 1940, как известно, в самом юго-западном городке Франции Андае, расположенном у испанской границы, на этнически баскских территориях, состоялась там самая встреча Адольфа Гитлера с Франсиско Франко, после которой, Гитлер в личной беседе с графом Чиано (родственником Муссолини и министвром Иностранных дел Италии) в сердцах сказал, что в следующий раз лучше даст вырывать себе пять или шест здоровых зубов, чем согласится еще раз на встречу с "этим идиотом".
Да, хитрый и уклончивый Франко в этих переговорах переиграл Гитлера по всем статьям, спасая Испанию от участия в мировой бойне - и ведь, как бы ни было, спас. Но гораздо меньшему количеству людей известно, что в этот же день, 23 октября 1940, состоялась и еще одна встреча: в бенедиктинском аббатстве Санта Мария де Монсеррат, что в 50 км от Барселоны, один из главных нацистов, рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер встречался с насельниками обители.
Цель у Гиммлера - главного эзотерика третьего рейха, не считая, разумеется, самого фюрера - была архиважная: прояснить судьбу, ни много ни мало - самого Святого Грааля, который, по мнению нацистов, мог находиться именно в этом священном для каждого каталонца месте.
Собственно, поиски реликвии организация "Аненербе" (президентом которой как раз и являлся Гиммлер) вела и до того, на юге Франции, в Лангедоке - и эти поиски и привели рейхсфюрера в Каталонию.
Гиммлер явился на Монсеррат в сопровождении многочисленной свиты, состоявшей из офицеров СС - сплошь блондинов нордический внешности - и высокопоставленных чиновников из Мэрии Барселоны.
Аббатом обители в то время был Антонио Мария Марсет, который никакого желания встречаться с Гиммлером не испытывал, прекрасно зная, какие непростые времена переживала, благодаря нацистам, церковь в Геррмании - однако и отменить визит Гиммлера или полностью его проигнорировать тоже, как мы прекрасно понимаем, не мог.
Так или иначе, аббат предпочел сказаться больным, а вся тяжесть общения с главным эсэсовцем была возложена на совсем юного монаха Андреу Риполя - единственного, к тому же, члена обители, владевшего немецким языком.
Как вспоминал впоследствии Риполь, на протяжении всего визита Гиммлер то и дело возращался к теме Святого Грааля, однажды прямо заявив: "Всем нам известно, что Святой Грааль находится здесь."
Для того, чтобы понять, почему нацисты, не исключая и самого фюрера, считали, что эта реликвия находится на Монсеррат, возможно, в одной из протяженных пещер, коими изобилуют недра горы, коснемся темы Грааля чуть подробнее.
Первое упоминание о нем встречается в апокрифическом Евангелии от Никодима - как о той самой чаше, которой пользовался Христос во время Тайной Вечери, и в которую затем Иосиф Аримафейский собрал кровь распятого Иисуса. Это первоисточник породил массу последующих толкований, котороые стали неотъемлимой частью фольклора многих стран Европы.
Кретьен де Труа, в 12-ом веке сочинивший рыцарский роман "Парсифаль" - поспособствовал популярности легенды, так же, как и Роберт Бордонский, благодаря которой она стала общеизвестной и обрела массу вариантов и толкований.
И, конечно же, нельзя не упомянуть Вольфрама фон Эшенбаха, крупнейшего немецкого средневекового поэта и его монуменьтальный эпос в стихах "Парцифаль" (1210), который взял за основу немец Рихард Вагнер для своей одноименной оперы, существенно переработав первоисточник и разместив замок Грааля как раз в Пиренеях.
А всем нам прекрасно известно, какое влияние творчество Вагнера (да и не только творчество, а и его воинствующий антисемитизм) оказало на личность Адольфа Гитлера и других лидеров тысячелетнего рейха. Правда, в эпосе Эшенбаха Грааль описывается как "твердый камень", обладающий магической силой, однако сути это не меняет: речь по прежнему идет о чудодейственном артефакте, обладание которым способно сделать его хозяина властелином мира.
Так или иначе, из множества вариантов легенды о Святом Граале складывается примерно следующая картина. Иосиф Аримафейский отправился в Западную Европу, чтобы сохранить священную реликвию.
Одно время Грааль находился на территории Англии, после был перенесен во Францию и принадлежал катарам, или альбигойцам - самым злостным, по мнению Католической церкви, вероотступникам, против которых в 13-ом веке на юг Франции был снаряжен даже крестовый поход, закончившийся полным поражением и физическим уничтожением еретиков в 1244-ом, когда пал последний оплот Катаров во Французских Пиренеях - крепость Монсегюр.
Здесь, отмечу, речь идет о совершенно исторических, событиях, происходивших в действительности.
Да, последние 230 катаров, сдавшихся на милость победителям, безропотно взошли на костер, вселяя тем самым в крестоносцев священный ужас - однако в ночь накануне поражения четыре катара (назовем их хранителями) спустились по отвесной скале и бежали, имея при себе бесценную реликвию.
Они перебрались на другую сторону Пиренеев и укрыли её в мистическом замке, который в опере Вагнера выведен под названием Монтсальват.
"Монтсальват" - "Монтсеррат". звучит весьма похоже, неп правда ли? Многие нацисты, включая Гитлера и того же Гиммлера, полагали, что под именем "Монтсальват" скрывается как раз-таки каталонский Монсеррат - именно этим объясняется визит рейхсфюрера СС на священную гору.
Как вспоминал, будучи уже в преклонном возрасте, Андреу Риполь, Гиммлер показался ему грубоватым и не очень образованным человеком, который поразил его, например, заявлением о том, что Христос был вовсе не евреем, а чистокровным арием. Особой заинтересованности в осмотре монастыря Гиммлер не выказывал.
Да, он поднялся в тронный зал церкви к Черной Мадонне, однако главный и, пожалуй. единственный иего интерес вызвала знаменитая монастырская библиотека, где он требовал предоставить ему все документы, в которых так или иначе упоминается о Святом Граале.
Таких документов, к величайшему его разочарованию, монахи предоставить ему так и не смогли, и Гиммлеру пришлось уехать ни с чем. Его миссия потерпела такое же фиаско, как и миссия самого фюрера. Святой Грааль остался такой же величайшей загадкой, какой был и до того.
В сопровождении свиты Гиммлер отбыл в Барселону, где в отеле "Ритц" (нынешний El Palace Barcelona) его ждал скромный ужин, стоивший Мэрии Барселоны 155 000 евро, в пересчете на наши деньги. Ни он, ни обожаемый им фюрер тогда, думается, еще не представляли в полном объеме, сколько миллионов человек они обрекут на смерть за те четыре года жизни, которые им еще оставались...
Статьи по теме:
Write a comment