Продолжаем инвентаризацию барселонских скульптур, памятников и монументов - это ведь самая настоящая, причем еще и очень наглядная история города. На этот раз поговорим об одной из двух скульптур, расположенных в нишах по обе стороны неоклассического фасада Мэрии Барселоны.
Поскольку площадь Святого Якова - место, где когда-то располагался форум древеримского Барсино, а ныне смотрят друг на друга фасадами и Мэрия, и Дворец Женералитата (Каталонского правительства) - мы посещаем очень часто, столь же часто туристы спрашивают: а что это за скульптуры в нишах фасада Мэрии, и кому они посвящены?
Прежде всего, внесу ясность относительно самого здания Мэрии: его пуристски-классический стиль откровенно скучноват и даже в малой степени не отражает потрясающего готического богатства основной части здания, построенного в 1369.
А вот новое крыло с неоклассическим фасадом появилось гораздо позже, в первой половине 19-го века - и тогда же скульптор Жозеп Бовер (1790 - 1866) выпполнил по заказу Мэрии две мраморных скульптуры.
В нише слева, если стоять к фасаду лицом, разместиласть статуя Хайме Завоевателя, графа Барселоны и короля Арагона, а справа - памятник, изображающий Жоана Фивельера, городского советника и одно время даже главы городского совета. О нем мы сегодня и поговорим.
Дело в том, что если Хайме Завоеватель - крупный исторический деятель, граф и король, сильно расширивший границы государства в период своего правления, то Жоан Фивельер - всего лишь городской чиновник, пусть и высокого ранга, и никаким такими подвигами на поле брани или международной дипломатии он себя не прославил.
А между тем, его кандидатуру предпочли ни больше ни меньше, как самому Гераклу - поговаривают, что изначально предполагалось разместить в нише справа именно этого мифического героя, которому, среди прочих подвигов, приписывают и основание Барселоны. Однако, по зрелом размышлении, избрали все же Жоана Фивельера.
За что ему такая честь?
Начнем с того, что Жоан Фивельер был все-таки человеком не самым простым. Он принадлежал к самой верхушке состоятельных горожан, пять раз входил в городской совет, занимая в период двух последних легислатур дожности заместителя Главного Советника, а потом и Главного Советника соответственно.
Находился в близких отношениях с последним монархом Барселонского Дома - Мартином Гуманным, и еще при жизни последнего был назначен одним из членов комиссии, которой предстояло решать, кому же доверить Арагонский престол, в случае, если Мартин умрет бездетным.
А вот когда Мартин действительно умер, не оставив наследника, и на престоле, не без участия Жоана Фивельера, воцарился первый представитель Кастильской династии Трастамара - Фердинанд Антекерский, Жоан Фивельер и совершил тот самый поступок, за который современная каталонская историческая наука возвела в ранг национальных героев.
Что это за поступок? - спросите вы. Отвечаю: в 1416 Жоан Фивельер возглавил комиссию, которая постановила, что отныне все мясо, которое поставщики короля будут закупать в Барселоне для нужд королевского двора, должно облагаться налогом, который будет поступать в казну города.
Раньше никакими пошлинами подобные закупки для нужд двора не облагались - король, скажем, так, находился на льготном положении, подобно пенсионерам и детям. А комиссия под предводительством Фивельера взяла да решила поставить монарха на место!
И ведь поставила. Обескураженный подобной наглостью и напором городских властей Барселоны, Фердинанд так расстроился, что покинул этот негостеприимный город с намерением никогда туда более не возращаться - а вскоре и вообще умер. И кто знает, не ускорил ли его смерть этот прискорбный случай с налогообложением?
Так или иначе, но историки, писатели и поэты последующих веков вознесли поступок Фивельера на щит, усматривая в нем яркое проявление независимости города Барселона от королевской власти. А если учесть, что противостоял Фивельер не королю местных кровей, а пришлому кастильцу - к 19-му века он сделался практически национальным героем.
Интересно, что никаких стопроцентных документальных свидетельств вышеописанного казуса не сохранилось. И ряд более критично настроенных историков вообще заявляют, что подобная история, скорей всего - плод чрезмерно бурной фантазии далеких от подлинной исторической науки людей.
Что до меня - зная, какой расчетливостью отличаются подлинные каталонцы и как недобро смотрят они в сторону любой центральной власти, я в эту историю вполне верю.
Именно так мы и должны воспринимать статую Жоана Фивельера - как жест беспримерного уважения по отношению к человеку, который поставил на место короля!
Площадь Святого Якова посещается в ходе наших следующих экскурсий:
1) автомобильная обзорная экскурсия по Барселоне
2) автоэкскурсия "Барселона от А и до Я"
Статьи по теме:
Хоккей и теннис в кафедральном соборе Барселоны
Write a comment