Монумент Жасинту Вердагеру ( Monument a Jacint Verdaguer) вы найдете на пересечении Avenida Diagonal с Paseo de San Juan, не так уж далеко от гигантского силуэта Саграда Фамилия, который, кстати, прекрасно виден и на фотографии.
Монумент расположен на площади, посвященной тому же Жасинту Вердагеру, а рядом находится станция Барселонского Метро, носящая то же имя... То есть, судя по всему, этот Жасинт Вердагер - персона важная, но кто он? Кто?
Скажу честно: 100% моих туристов, с которыми мне случалось проходить мимо этого внушительного монумента, имени Жасинта Вердагера отродясь не слыхивали. Более того, сам я до переезда в Барселону тоже абсолютно не подозревал о существовании Жасинта Вердагера.
Более того - многие барселонцы, голову даю на отсечение, тоже не скажут вам, кто это такой - потому что понятия не имеют об этом. Увы, "так проходит слава земная"... Тем более, если эта слава - каталонская. Каталонцы в большинстве своем никогда не стремились прославить себя за пределами Каталонии, от рождения будучи твердо уверенными в том, что за "пределами" этими, скорее всего, ничего стоящего нет.
Эта "камерность", или, если хотите, этноцентризм каталонцев - причина того, что лишь немногие каталонские имена сделались всемирно известными. Впрочем, Жасинт Вердагер был в свое время известен и за пределами Каталонии. Да кто он!? Кто он, в конце концов!? - воскликнете вы. Не томи, открой тайну!
Открываю. Жасинт Вердагер (1845 - 1902) - каталонский священник и поэт, один из "столпов" каталонского Ренессанса (так называлось общественно-культурное движение 19-го века, ставившее целью возрродить каталонскую культуру), самый яркой представитель мира каталонской поэзии, множество раз побеждавший на поэтическом конкурсе каталонских поэтов "Цветочные игры", который, кстати, спонсировался Эусеби Гуэлем - заказчиком многих работ Антонио Гауди.
Кстати, именно Гуэль устроил Жасинта Вердагера корабельным священником на одно из судов своего тестя Антонио Лопеса-и-Лопеса, которому принадлежала Трансатлантическая табачная компания", и во время рейсы из Кубы в Испанию в 1876-ом году Жасинт сочинил свое величайшее произведение - поэму "Аталантида", переведенную на ряд европейских языков и принесшую ему международную известность.
За "Аталантиду" Вердагер получил премию провинции Барселона на очередном конкурсе "Цветочных игр" - и впоследствии еще не раз становился лауреатом премии. Порой создается впечатление, что остальные каталонские поэты никуда не годились, и нужны были Вердагеру лишь в качестве статистов. Впрочем, поэзия - дело тонкое. Это не проза, поэтому оставлю свои комментарии при себе.
Чтобы не утомлять вас перечисление стихотворных "подвигов" Вердагера, о которых, увы, сегодня помнят немногие, скажу лишь одно: для современного каталанского языка Жасинт Вердагер - фигура того же масштаба, что и Александр Сергеевич Пушкин - для русского.
Поэтому не стоит удивляться, что когда Вердагер, при жизни не раз испытывавший проблемы финансового порядка, умер, власти Барселоны сразу же решили соорудить ему величественный монумент.
В этом и заключается определенный бонус такого экономически сомнительного занятия, как поэзия - при жизни рассчитывать на блага сложно, зато есть все шансы "преуспеть" посмертно. Но - скоро сказка сказывается. Конкурс был объявлен лишь в 1913. По итогам его скульптором, который выполнит скульптуру самого Вердагера, а также ряд аллегорий, окружающих баллюстраду, был назначен Joan Borrell.
Воплощение в жизнь архитетурной части проекта поручили мастеру Josep Maria Pericas, а барельефы, изображающие героев "Атлантиды", изваяли братья-скульпторы Miquel и Llucia Osle.
Первый камень в основание монумента был заложен 29 мая 1914, а инаугурация состоялась 14 мая 1924, при участии короля Испании Альфонсо 13-го и тогдашнего диктатора Мигеля Примо де Ривера. Этот факт жутко возмутил многих каталонских интеллигентов (Примо де Ривера гнобил каталонскую кульптуру) и они устроили альтернативную сходку у могилы поэта на кладбище Монжуик.
Что до самого монумента - выполненный в стиле эклектизма, с использованием элементов модерна и классики, он, на мой взгляд, получился вполне достойным. В окружении кипарисов - символов вечности - на 20-метровой высоте охваченный суровыми раздумьями Жасинт Вердагер застыл в напряженно-сдержанной позе, как будто пытаясь осмыслить невероятные перемены, происходящие в наши дни с Каталонией...
Свяжитесь с нами:
zakharovsergei@mail.ru
Тел, WhatsApp, Viber, Telegram
Write a comment