Картина "Утреннее окостенение кипариса" была написана Сальвадором Дали в 1934-ом году - то есть, моём "любимом", что означает: дальше можно ничего не рассказывать. Сама эта дата "1934" служит однозначным "знаком качества", подтверждения которому искать не нужно.
Так уж устроено всё в эфемерном мире искусства: вы можете знать, допустим о творчестве Сальвадора Дали многое, а можете, напротив, не знать ничего - вне зависимости от этого ваше восприятие его картин останется - и будет оставаться - исключительно субъективно-чувственным.
Точно так же воспринимаю работы каталонского маэстро и я: они мне либо нравятся, либо нет, и все прочие аргументы не играют никакой роли.
Дали образца 1934-го - это "моё", это те самые вещи, которые когда-то, давным давно, поразили меня сразу и наповал - и продолжают восхищать и сейчас.
Это оно: та самая магия подлинного искусства, которая не поддается логическому объяснению, более того - решительно его отвергает, потому как пытаться докопаться до сути и разложить все по полочкам, это всё одно, что препарировать живой и цельный организм, который для этих целей отнюдь не предназначен.
Нет-нет, когда я вижу перед собой одну из вещей 34-го: будь то "Призрак сексуальной привлекательности" или "Пейзаж с загадочными элементами", или "Утреннее окостенение кипариса", мне не хочется докапываться до сути - мне желательно стоять и медитировать не один десяток минут, восторженно недоумевая: "Как, как он это сделал?"
Конечно, у людей с аналитическим складом ума могут возникнуть впросы. Почему кипарис? И почему "окостенел"? И почему белый жеребец, исторгающийся из нутра кипариса? Странно, честное слово!
Ничего странного на самом деле нет, и "разгадка загадки" очень проста - хотя, возможно, и убивает магию. Картины Дали первой половины 30-хх это чуть больше, чем полность, Фрейд и секс. Много Фрейда и много секса - под "сексом" я подразумеваю обстоятельства весьма неоднозначной сексуальной жизни самого Сальвадора Дали.
Кипарисы - неотъемлемая деталь каталонского пейзажа - в силу своей откровенно фалличеческой формы буквально заполонили полотна Дали начала 30-хх, и использовались художником преимущественно именно в таком, сексуально-фаллическом значении.
"Окостенение" - не что иное, как утренняя эрекция, возникающая у мужчин во время сна ближе к утру - под воздействием снов эротического характера. Кому доводилось быть мужчиной, сразу поймет, о чем речь.
А белый жеребец, выскакивающий из кипариса - потребность в реализации сексуального желания, перетекшего из сна в явь. Я не говорю о возможности, с которой у Дали, скорее всего, были определенные проблемы - я говорю именно о потребности и желании. А уж как там было с реализацией оного - того нам знать не дано.
Не исключено (что частенько подтверждал и сам Дали) что именно невозможность физической реализации желания заставляла его изливать нерастраченную энергию в творчество, что и приводило к созданию очередного шедевра - и что, кстати, объясняет невероятную продуктивность художника в творческом плане.
Так что с раскрытием тайных смыслов картины "Утреннее окостенение кипариса" (82 х 66 см; холст, масло), как видим, никаких проблем не возникает. Но зачем? Зачем что-то "раскрывать", когда нужно просто устроиться поудобнее напротив - и всласть налюбоваться мастерски написанным полотном?
Статьи по теме:
Write a comment