Картина "Христос Святого Иоанна Креста" (204.8 x 115.9 см; холст, масло) была написана Сальвадором Дали в 1951-ом году и на сегодняшний день является одной из самых известных работ усатого каталонского гения, а во многих отношениях - и вовсе уникальной.
В том числе, и потому, что за эту работу готовы были заплатить 127 000 000 долларов США - самую большую сумму из всех, когда-либо предложенных за картину Сальвадора Дали.
Такие баснословные, не побоюсь этого слова, деньжищи готово было выложить Правительство Испании, чтобы вернуть картину "Христос Святого Иоанна Креста" на "историческую родину". Напомним: в наши дни картина экспонируется в музее Кельвингроув (Глазго, Шотландия).
В результате опроса 2006 г. 29% шотландцев назвали это полотно своим любимым - а ведь когда-то галерею жесточайшим образом раскритиковали за то, что она потратила на покупку этой работы Дали целых 8 200 фунтов стерлингов!
Критики той поры оценили труд художника скорее негативно, назвав картину "банальной и традиционной" - однако время показало, как сильно они ошибались. Но пару слов о самой картине Христос Святого Иоанна Креста: картина написана в самом разгаре ядерно-мистического периода Дали (масло, холст), и имеет, как мы уже указали, довольно внушительные габариты - еще не монументальные полотна последующих лет, но уже и не почти-миниатюры 30-хх.
В это время (начало 50-хх) Дали и вообще создает много полотен на религиозные темы - в полном соответствии с политикой франкистской Испании, где католические ценности, жестоко уничтожавшиеся в годы Гражданской войны (1936 - 1939) республиканцами, снова были вознесены на щит и стали иделогическим инструментом диктатуры.
Смотреть видео "Христос Святого Иоанна Христа" на нашем канале:
Дали, большой поклонник диктатора Франко, которого он сравнивал ни больше, ни меньше, как со своим обожаемым Веласкесом - уже не тот юный и нищий ниспровергатель и революционер, который когда-то "топил" за мировой коммунизм и призывал сжечь все церкви и монастыри в Барселоне.
Времена пронизанного духом анархии "Желтого манифеста" давно прошли - в 1951 г., в полном противоречии со своими же прежними заявлениями, художник публикует "Мистический манифест" (совсем не случайное сходство названий), в котором со свойственным ему азартом набрасывается на все современное искусство, обвиняя его в непрофессионализме, лености и атеизме, а себя провозглашает никем иным, как спасителем этого самого искусства (по-испански "Сальвадор" как раз и означает "спаситель).
В это время художник, по его собственным словам, пытается совместить испанский религиозный мистицизм с новейшими достижениями современной науки, прежде всего - ядерной физики. Но вернемся к картине и дадим высказаться о ней самому Дали:
"… В первую очередь, в 1950 году, я увидел «космический сон», в котором мне предстала эта картина в цвете и которая в моём сне являлась «ядром атома». Это ядро затем приобрело метафизический смысл, и я рассматривал это как основную составляющую Вселенной — Христа! Во вторых, когда благодаря указаниям Отца Бруно, кармелита, я увидел рисунок Христа, нарисованного Святым Иоанном Креста, я разработал геометрические треугольник и круг, в которых «эстетически» кратко изложены все мои предыдущие опыты, и я вписал мой рисунок Христа в этот треугольник.
Первоначально я не хотел изображать все атрибуты распятия - гвозди, терновый венец, и т.д. .- и превратить кровь в красные гвоздики в руках и ногах, с тремя цветами жасмина, опущенными в рану на боку. Но только до конца мое решение изменило второе видение, возможно, из-за испанской поговорки, которая гласит: "мало Христа, слишком много крови".
В этом втором сне я увидел картину без анекдотических атрибутов: только метафизическая красота Христа-Бога. ... Мои эстетические амбиции заключаются в том, что полотно противоположно всем изображениям Христа, выполненным современными художниками, которые применили экспрессионистскую манеру, вызывая эмоции через уродство. Моя главная задача заключается в изображении красоты Христа как Бога, в том, что Он олицетворяет..."
Два слова о Святом Иоанне Креста, коего ни в коем случае не следует путать с Иоанном-крестителем. Иоанн Креста - испанский святой, религиозный мистик, реформатор ордена кармелитов, живший в 16-ом столетии, близко друживший с Терезой Авильской и наряду с ней исповедовавший возврат к фундаментальным апостольским ценностям: простоте, нестяжательству, аскетичности - всему тому, от чего Католическая Церковь в 16-м столетии была, мягко говоря, бесконечно далека.
За свои "неправильные" религиозные убеждения будущий святой не раз подвергался судебным преследованиям, немало времени провел в тяжелых условиях в заключении, где, к слову, создал настоящий шедевр религиозной поэзии - "Духовную песнь".
Во время одного из экстатических, так свойственных Святому Хуану видений узрел он Иисуса Христа, нависающего над миром на распятии, и видение свое, как мог, попытался запечатлеть на бумаге.
Кстати, похоронен Святой Хуан в чудесном испанском городе Убеда, который мы всячески рекомендуем посетитить. Подробно об этом городе, включенном в список Всемирного Наследия Юнеско, можно прочитать на замечательном сайте "Едем в Европу".
Именно этот рисунок, показанный Сальвадору Дали отцом Бруно, монахом-кармелитом в 1950-м году и стал отправной точкой для написания картины. Святой Хуан Криста изобразил распятого Иисуса в необычном ракурсе: как будто Бог-Отец смотрит на него сверху и справа - что самым очевидным образом повлияло и на сюжет картины Дали. Вот так один мистик протянул руку другому из 16-го века в 20-ый - и работа закипела.
Как и большинство шедевров Дали, "Христос Святого Иоанна Креста" был написан в Порт-Льигате, где художник, вернувшись из США, обосновался окончательно. Дали работал над полотном почти два года, и результат этого кропотливого труда действительно потрясает.
Интересно, как трудился художник над образом распятого Иисуса. К моменту написания картины Дали, как мы уже сказали, проживал в Испании, однако связи, которые он завёл в Голливуде, все-таки пригодились. По просьбе Дали Джек Уорнер (один из отцов-основателей Уорнер Бразерс) подыскал подходящего для картины натурщика (им оказался каскадер Рассел Сондерс), которого подвесили на балке под нужным Дали углом и сделали фотосессию.
Затем фотографии были отосланы Дали в Испанию, где художник на их основе выполнил ряд графических эскизов, которые и легли в основу окончательного изображения распятого Христа.
Следует отметить, что вид самого креста и в особенности сложенная ткань в верхней его части недвусмысленно указывают на еще одно Таинство церкви - Евхаристию, где крест Иисуса обращается в стол, на котором находится Пресуществившийся хлеб.
Наличие двух перепектив позволяет нам взирать на Христа снизу, с уровня земли - и в то же время видеть его сверху, глазами самого Бога. Что до пейзажа в нижней части картины с лодками и фигурами рыбаков, вызывающего ассоциации и с Галилейским морем, и с работами Диего Веласкеса - этот вид на бухту Порт-Льигате, где находится дом Дали и где художник и писал полотно.
А теперь сравним эту картинку с фотографией которую я сделал пару дней назад, во время экскурсии "Дом-музей Дали в Порт-Льигате, Кадакес и мыс Креус":
Как видим, Дали остается верен своему любимому Порт-Льигату, который с редкой неизменностью и большой любовью запечатлел в сотнях своих картин. Разумееется, можно спорить, насколько искренен был Дали в своих декларативно-агрессивных проявлениях каталоцизма - но даже если Дали и лукавил, это несколько не умаляет художественной, эстетической, да и религиозной ценности самй картины.
Большой талант надобен для того, чтобы писать пронизанные глубоким религиозным чувством картины, оставаясь в глубине души атеистом - и Дали таким талантом безусловно обладал!
Но вернемся к началу статьи. Попытка Испанского государства в 2006-ом году купить картину у шотландцев, увы, не увенчалась успехом. Гордые шотландцы, которые, как выяснилось, являются большими поклонниками творчества Дали, отвергли это щедрое предложение. Между тем, если бы сделка все же состоялась, "Христос Святого Иоанна Креста" стал бы самой дорогой работой Дали на данный момент.
Статьи по теме:
Write a comment