В этой статье мы расскажем о самых известных картинах Яна Вермеера, творчество которого по праву в золотой фонд мировой живописи. Ян Вермеер (1632 - 1675), известный также, как Вермеер Делфтский (по названию Делфта, родного города художника) - ярчайший представитель голландской живописи "золотого века", имя которого стоит в одном ряду с Рембрандтом.
При жизни картины Вермеера продавались за очень хорошие деньги, после он был забыт на два века, однако в конце 19-го столетия о нём снова вспомнили, и начался второй этап его известности - длящийся до сих пор.
В начале 20-го столетия огромная популярность работ Вермеера породила целый ряд качественных подделок - что, по мнению Сальвадора Дали, является однозначным свидетельством художественной ценности оригиналов.
Впрочем, в наши дни "художественная ценность" работ Вермеера Делфтского не нуждается ни в каких доказательствах. Итак, самые известные картины Яна Вермеера!
13. Офицер и смеющаяся девушка (1657)
Некоторые историки искусства считают, что Вермеер, создавая "Офицера и смеющуюся девушку", вдохновлялся картиной Герарда ван Хонтхорста "Сводница" - и есть все основания считать, что так и было.
Что до женского персонажа - Вермеер не стал далеко ходить и в качестве бесплатной модели в очередной раз задействовал собственную супругу - Катарину Болнес, появляющюся далеко не в одной картине голландца.
С помощью рентгеновских снимков удалось установить, что изнаально Вермеер планировал нарисовать жену с большим белым воротником, который скрывал бы большую часть ее желтого платья. Кроме того, ее чепец позже была квеличен, чтобы покрыть её волосы полностью - это позволяет переместить фокус внимание зрителя на выражение её лица...читать полностью
12. Астроном (1668)
"Астроном" (1668), картина нидерландского художника Яна Вермеера - один из обязательных к просмотру шедевров парижского Лувра. Уж что-что, а работы Вермеера надо смотреть везде и всегда, где посчастливится их увидеть - потом что это ВЕРМЕЕР, гениальность которого не нуждается в доказательствах.
Сфера деятельности персонажа, отраженная в названии, прослеживается в предмертах на столе, ближняя часть которого накрыта богатой и дорогой тканью, знакомой нам и по другим работам голландского художника.
Книга астронома Метиуса, небесный глобус Йодокуса Хондинга - однозначные атрибуты "звездного" занятия, хотя человек, позировавший Вермееру для картины, прославил себя несколько в иной области...читать полностью
11. Девушка, читающая письмо у открытого окна (1657)
Картина "Девушка, читающая письмо у открытого окна" была написана Яном Вермеером в 1657 году и в настоящее время хранится в Галерее Старых мастеров в Дрездене. Эту небольшую вещь (83 х 64,5 см; холст, масло) принято относить к раннему периоду творчества голландского художника - однако само слово "ранний" (в значении "несовершенный") вряд ли уместно применительно к мастеру, любая картина которого как раз отличается совершенством и законченностью каждой детали.
Каждая деталь имеет значение, четко определенное место и существует не сама по себе, но в заданном заранее художником взаимодействии с другими элементами картины. Так, в "Девушке, читающей письмо" край рамы снизу намеренно уводит вгляд зрителя к спинке стула, откуда он автоматически перемещается к смысловому центру картины - ярко освещенному письму в руках читающей его девушки...читать полностью
10. Женщина, удерживающая весы (1662 - 1665)
"Женщина, удерживающая весы" (1662 - 1665) - восхитительный шедевр зрелого Вермеера, от которого так и веет спокойствием, гармонией и балансом, символом которого являются весы в руке изображенной на картине женщины.
Женщина в синей накидке с меховой оторочкой стоит у стола, на котором, помимо синей ткани, находятся шкатулки с нитками жемчуга и золотыми драгоценностями. Из окна слева льется мягкий рассеянный свет, напротив женщины - зеркало на стене, слева - религиозная картина в стиле барокко.
Женщина очень спокойна и сосредоточена, поскольку занята важным занятием - она взвешивает золото. Вот собственно, и всё - но так кажется лишь на первый взгляд! Ключ к разгадке картины лежит именно в весах - а точнее, в том, чего на них нет...читать полностью
9. Молочница (1658 - 1661)
Картина "Молочница" была написана Яном Вермеером в период между 1658 и 1661 г.г. и в свое время ценилась едва ли не выше всех прочих картин голландского художника. Вермеер при жизни получал за свои картины внушительные суммы, и в 1669-ом, за 6 лет до смерти художника, за "Молочницу" он получил 175 флоринов - по тем временам, почти состояние!
Сегодня "Молочница" (известная также, как "Девушка с кувшином молока") считается одной из лучших картин Вермеера Делфтского. Работу принято рассматривать, как переходную между ранним творчеством художника и зрелым периодом.
Изображенная им сцена кажется почти фотографической, и многие ученые предполагают, что именно в то время Вермеер начал использовать в своей практике технологию захвата изображений, чтобы лучше понять эффекты света...читать полностью
8. Женщина, читающая письмо (1663 - 1665)
Картина "Женщина, читающая письмо" была написана Яном Вермеером в 1663 - 1665 г.г. и, в отличие от большинства других работ голландского художника, не может похвастать богатством деталей интерьера.
Создается ощущение, что более крупный по размером холст был в свое время обрезан до своих нынешних размеров: 46,6 х 39,1 см.
Во всяком случае, мы не наблюдаем ни штор, ни ковров, ни так любимых Вермеером черно-белых плит пола, ни излюбленного художником окна, у которого он так часто писал своих персонажей...читать полностью
7. Маленькая улица (1658 - 1661)
Это, пожалуй, единственная из всех вещей Вермеера (не считая картины "Вид Делфта"), где сюжет не строится на человечеком персонаже (персонажах). Собственно, о каком сюжете вообще речь?
Здесь, на первый взгляд, его нет, как такового вообще! Ни сюжета, ни драмы, которая раскрывается в деталях, ни предположений зрителя на предмет того, о чем хотел рассказать Вермеер Делфтский - ничего!
Создается впечатление, что каждый божий день в период между 1658 и 1661 годами Вермеер приходил в этот затрапезный переулок, устанавливал на неровных камнях мостовой мольберт - и ровно два часа, ни больше, ни меньше, скрупулезно фиксировал все, что находилось в поле его зрения...читать полностью
6. Сводница (1656)
Этот довольно крупный холст приобщает нас к нелегким, хотя и не лишенным маленьких радостей будням голландского борделя эпохи барокко.
Взгляд зрителя сразу же привлекает молодая женщина справа: ее бледно-желтый корсаж, белое кружевное головное покрытие и бледная кожа с порочным румянцем - самые яркие части картины.
Женщина смотрит на свою открытую правую ладонь, готовясь принять монету, которую ей протягивает мужчина в красном - любитель греховных удовольствий, предвкушающий ночь разврата и уже по хозяйски облапивший грудь своей платной возлюбленной.
Значительная часть лица сластолюбивого кавалера остается в тени, отбрасываемой полями его широкой шляпы с перьями. Отметим: в голландской культуре 17 века присутствие пера на шляпе всегда прозрачно намекало на распутство и аморальность - так что Вермеер использовал этот элемент совсем неспроста...читать полностью
5. Кружевница (1669-1670)
"Кружевница", написанная Яном Вермеером в 1669-1670 г.г., по мнению многих искусствоведов является самой странной работой во всем творческом наследии голландского художника - необъяснимой причудой, создавая которую, Вермеер отступил от многих своих правил.
Во-первых, работа эта непривычно мала в сравнении с другими картинами художника (всего-то 24,5 х 21 см).
Во-вторых, Вермеер, всегда мастерски работавший с фоном и освещением, как будто напрочь забыл о своих умениях, усадив девушку напротив белой, совершенно однородной "больничной" стены, и, к тому же, "осветив" кружевницу, как утверждают искусствоведы, довольно неряшливым образом - что должно изрядно затруднять адекватное восприятие этой вещи зрителем. И, тем не менее, это истинный шедевр...читать полностью
4. Женщина в красной шляпе (1665 - 1666)
В этой маленькой работе, в отличие от той же "Кружевницы", где Вермеер, кажется, забыл о своем умении работать со светом - все детали, начиная от пятна света на лице до удивительно гармоничного сочетания текстур друг с другом, сходятся воедино, образуя безупречный шедевр.
Вермеер в очередной раз демонстрирует нам, что из всех живущих на тот момент в Голландии художников - он безусловный №1.
Предоставим специалисту по Вермееру Вальтеру Лидтке обосновать все достоинства "Женщины в красной шляпе": "Для художника, который преуспел в наблюдении за светом, едва ли мог найти более подходящий сюжет, чем этот, где ему предоставлена возможность сравнить, как по-разному отражается свет на коже лица, шелке, жемчуге, влажных губах (цвет которых намеренно усиливается цветом шляпы)... читать полностью
3. Вид Делфта (1660 - 1663)
Картина "Вид Делфта", написанная Яном Вермеером между 1660 и 1663 годами, еще при жизни художника считалась лучшей его работой.
В 1696 году она была продана за 200 гульденов (весьма внушительная по тем временам сумма), а в 1822 Маурицхёйс (Гаага) купил ее уже за 2 900 гульденов, что красноречиво свидетельствует об одном: в отличие от большинства других картин Вермеера, "Вид Делфта" смог избежать почти двухсотлетнего забвения.
Возможно, это связано с тем, что жанр "ведута", в котором выполнена эта работа Вермеера, сделался необычайно популярным в 18-ом веке.
Ведута - очень распространенный (особенно, в Венеции) жанр западноевропейской живописи 18 века, представляющий собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением городского пейзажа, включая известные памятники архитектуры...читать полностью
2. Аллегория живописи (1666 - 1668)
Картина "Аллегория живописи", являющаяся, по мнению многих экспертов, вершиной творчества художника, была призвана продемонстрировать все высоты живописного искусства, которых удалось достичь Вермееру, чтобы всякий, входящий в его мастерскую, понимал: перед ним - живописец экстра-класса, и склонить его написать что-нибудь "по-дешевке" вряд ли удастся.
"Аллегория живописи", кроме всего прочего, и самая "интеллектуальная" картина художника. В ней Вермеер наиболее широко пытается осмыслить суть живописи вообще и приходит к выводу, что ни один другой вид изобразительного искусства (да и вообще искусства в целом) никоим образом с живописью не сравнится.
Необходимо отметить и еще один момент: в своей "Аллегории живописи" Вермеер не только утверждает священное право художника на максимально полное отображение действительности, но и указывает на его способность изменять и преобразовывать эту действительность по своей воле, тем самым расширяя сферу полномочий художника от простого "фотографа" до творца-созидателя...читать полностью
1. Девушка с жемчужной сережкой (1665)
А на первом месте нашего рейтинга картин Яна Вермеера разместилась, конечно же. "Девушка с жемчужной сережкой"! Не смогли мы пожертвовать истиной в угоду оригинальности.
Знаете ли вы, что картину "Девушка с жемчужной сережкой", написанную Яном Вермеером в 1665 году, называют "северной Моной лизой?" И не потому, что дамы, изображенные на картинах Леонардо и Вермеера Делфтского, одинаково далеки от общепринятых стандартов женской красоты - но, скорее, по причине глобальной известности обоих полотен.
Возьмем лишь кинематограф: "Малхолланд Драйв", "Одноклассницы", "Загадочная кожа" - в этих фильмах прямо или косвенно фигурирует эта картина Вермеера. А в 2003 году, например, был снят целый художественный фильм, который так и называется: "Девушка с жемчужной сережкой", и посвящен он, чему бы вы думали - жизни и творчеству Вермеера и предположительной истории написания этой картины.
"Предположительной" мы написали совсем не случайно: о подлинной истории "Девушки с жемчужной сережкой" известно очень немногое. В наши дни даже самые искушенные искусствоведы не возьмутся сказать, кто был заказчиком этой работы, и кто позировал для нее. Да, высказываются предположения, что Вермеер изобразил, возможно, свою дочь Марию - но они, повторимся, остаются лишь предположениями...читать полностью
Статьи по теме:
Знаменитые картины Диего Веласкеса
Самые известные картины Энди Уорхола
Write a comment