Жоан Миро (1893, Барселона - 1983, Пальма де Майорка) - один из виднейших деятелей живописно-скульптурного авангарда 20-го столетия, представитель так называемой "святой троицы" художников, которые "выпрыгнули" в мир больших денег и всемирной славы, из славного, но провинциального в те далекие времена каталонского города Барселона: Пикассо, Миро, Дали.
В этой статье мы вспомним самые известные картины Жоана Миро. Знаю, кому-то такой вариант имени мастера непривычен, а гораздо больше по вкусу "Хуан" - пусть так. Но родился Миро именно в Барселоне, потому и имя его на каталонский манер звучит именно как "Жоан" - так мы и будем именовать его в дальнейшем.
Тем более, что сути это нисколько не меняет: Жоан (Хуан) Миро - действительно крупное явление в мире авангарда 20-го столетия, как бы его не называли. Итак, самые известные картины Жоана Миро.
Портрет Винсента Нубиолы (1917)
«Портрет Винсента Нубиолы» (исп. Retrato de Vicenç Nubiola) — написан Жоаном Миро написанная в 1917-ом году, в возрасте 24 лет. Сегодня картину принято считать шедевром раннего творчества Миро - периода, когда художник активно экспериментировал с кубизмом и фовизмом.
Некоторые критики склонны усматривать в этой работе влияние Винсента Ван Гога. В свое время эту картину купил у Миро его товарищ по цеху Пабло Пикассо, а в наши дни она находится в коллекции Музея Фолькванг. С Винсентом Нубиолой он познакомился во время учёбы в барселонском обществе «Cercle Artístic de Sant Lluc» в 1913 году. Нубиола был профессором земледелия в Школе изящных искусств в Барселоне.
На картине изображён Нубиола, сидящий в кресле возле стола, на котором есть фрукты, графин с вином и растение в горшке. Плоский фон позади фигуры украшают треугольники и дуги, расстёгнутый ворот красной рубашки Нубиолы указывает на его политический радикализм - явление для Барселоны той поры самое что ни на есть обычное. Позже Жоан Миро написал автопортрет, где изобразил себя в такой же рубашке. Работа, как мы уже сказали, была приобретена Пабло Пикассо.
Ферма (1922)
«Ферма» (кат. La Masia) — картина Жоана Миро, написанная им между летом 1921 года, проведённым в Монт-Ройч-дель-Камп (провинция Таррагона), и зимой 1922 года, проведённой в Париже. Это своего рода инвентаризация загородного дома, принадлежавшего его семье в Монт-Ройч-дель-Камп.
Сам Жоан Миро считал эту работу ключевой в своей карьере, охарактеризовав её как своеобразный итог всей его жизни в сельской местности. В наши дни картина "Ферма" выставлена в Национальной галерее искусства в Вашингтоне, куда она была передана в 1987 году Мэри Хэммингуэй из личной коллекции Эрнеста Хэмингуэя.
Хотя Миро родился в Барселоне, он всегда был связан с сельским миром, особенно с Монт-Ройч-дель-Камп, пейзажи которого начинают появляться уже в ранних работах каталонского художника. В свое время картина была продана Хэмингуэю за пять тысяч французских франков. Хемингуэй писал в 1934 году в журнале Cahiers d’Art: «Я не поменяю „Ферму“ ни на одну другую картину мира». Кстати, для того, чтобы писатель смог купить эту картину в подарок своей жене, пришлось даже организовывать "краудфайндинг" - поскольку у самого Эрнеста с деньгами тогда было туго.
Миро говорил, что создание картины заняло 9 месяцев напряжённой работы, по 7—8 часов каждый день, и отмечал, что 9 месяцев также и срок человеческой беременности. Он также писал, что хотел показать как горы, так и муравьёв, жаловался, что в Париже, вдали от дома, ему крайне тяжело было передавать дух Каталонии. При этом один из торговцев произведениями искусства всерьёз предлагал разделить холст на 8 частей, чтобы его было легче продать - однако, к счастью, этого не случилось.
Интересно, что дом, принадлежащий семье Миро и изображенный на картине "Ферма", в 2006 году был объявлен культурным достоянием Испании. После долгих лет переписки между семьёй и различными общественными учреждениями было достигнуто соглашение по созданию в нём «живого музея».
Каталонский пейзаж (Охотник) - 1922
Картина Жоана Миро «Охотник (Каталонский пейзаж)» (1922) на первый взгляд выглядит чистой абстракцией, однако при более внимательном рассмотрении можно увидеть пейзаж, населенный большим колиечеством людей и животных, а также природных форм, которые в совокупности и составляют иконографию жизни и творчества Миро.
Охотник, расположенный левее и выше центра картины, имеет треугольную голову. Трубка торчит справа от его густых усов, а в условном районе груди фигуры просматривается парящее в невесомости сердце. В одной руке охотник держит только что убитого кролика, в другой - ружье, из ствола которого еще исходит дымок от недавнего выстрела.
Охотник - в этой и других картинах того же периода - это сам Миро, действительно любивший поохотиться на кроликов рядом с принадлежащей семейству Миро фермой под Таррагоной. На переднем плане картины справа отлично просматривается слово «sard», сокращение от «сардана» - национального танца Каталонии. Это усеченное слово также отсылает к фрагментированным буквам и словам дадаистской и сюрреалистической поэзии, которые, безусловно, оказали сильное влияние на творчество Миро.
В 1923 году Миро переехал из Монт-Ройч в Париж. Этот переезд означал, среди прочего, переход от рисования непосредственно с натуры к работе в студии. Несколько лет спустя он объяснил, какое влияние это изменение места оказало на его работу: «Мне удалось сбежать в абсолютную природу, и мои пейзажи больше не имеют ничего общего с внешней реальностью…
Вспаханное поле (1924)
Вспаханное поле (французский: La terre labourée; каталонский: Terra llaurada) - картина Миро, написанная маслом на холсте в 1923–1924 г.г.
На картине "Вспаханное поле" - разумеется, в весьма стилизованном виде - изображены окрестнности фермы его семьи в Монт-Ройч-дель-Камп в Каталонии. Картина развивает тему более ранних работ Миро, таких как «Ферма», и считается одной из его первых сюрреалистических работ, созданных примерно в то же время, что и более абстрактная картина "Каталонский пейзаж (Охотник"). В данный момент картина "Вспаханное поле" находится в музее Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке.
В картине преобладают приглушенные тона желтого и коричневого цветов. Картина разделена на три части двумя горизонтальными линиями, которые, возможно, представляют небо, море и землю. Диагональная линия наверху справа погружает угол картины в темноту ночи, в то время как остальное пространства принадлежит дню. Картина усеяна запутанной смесью форм, многие из которых имеют весьма учсловное сходство с людьми, животными и растениями.
Различные формы животных созданы на основе декора традиционной каталонской керамики, в том числе ящерица в конической шляпе. Дерево справа от центра имеет большой глаз в зеленой кроне и человеческое ухо на коричневом стволе. С дерева свисает фигура, покрытая большим количеством глаз - возможно, сосновая шишка или лист. У основания дерева - сложенная газета с французским словом jour (день).
Справа, на заднем плане, изображена человеческая фигура, идущая за плугом, запряженным быком, в которое просматривается явное влияние наскальных рисунков в пещере Альтамира. Также на заднем плане, ближе к центру, виден ветхий дом с дымоходом, а дальше слева - древовидный объект с флагами Франции, Испании и Каталонии.
Другой похожий на растение объект слева несет еще один флаг, французский флаг, возможно, символизирующий границу между Францией (слева) и Испанией (справа).
Натюрморт со старым ботинком (1937)
Натюрморт со старым ботинком» (кат. Natura morta del sabatot) — картина маслом, написанная Миро в 1937 году и в наши дни находящаяся в коллекции Нью-Йоркского музея современного искусства. Работа поступила в музей в качестве дара от Джеймса Тралла Соби в 1970-ом.
Когда началась гражданская война в Испании, Миро уехал в свой дом на Монт-Ройч-дель-Камп на некоторое время, после чего отправился во Францию. 16 декабря 1936 года он прибыл в Париж со своей женой Пилар и маленькой дочерью Марией Долорес. Семья в то время ютилась в номере маленькой дешёвой гостиницы с полным отсутствием места для работы.
В это время художнику ничего не оставалось, кроме как зарисовывать свои идеи в виде небольших эскизов. Для упражнения в технике рисунка Миро так же, как и в 1920 году, когда он приехал в Париж, пошёл на курсы Академии Гранд Шомьер. Из-за того, что у Миро не было помещения для работы, он стал работать в галерее Пьера в одном из её углов. Здесь он за пять месяцев, с января по май 1937 года, создал одну из самых странных и важных своих картин — «Натюрморт со старым ботинком».
Картина написана маслом. В ней он выразил свою боль по поводу ситуации в Испании. Художник прорисовывает вторжение зла, монстров, метаморфически уменьшает человеческую фигуру. Во время Всемирной выставки 1937 года Миро сотрудничал с республиканцами. Миро сделал очень чёткий и ясно читаемый визуальный образ, как и в картине «Помощь Испании». На той же выставке Пикассо выставил свою знаменитую Гернику.
Женщина напротив солнца (1950)
Миро однажды сказал: «Я считаю, что овладеть свободой - значит овладеть простотой. Тогда, самое большее, линии, цвета - достаточно, чтобы создать картину». Он был прав, простота формы определяет женщину перед Солнцем, однако фигуративное значение образов на его картине всё равно остается не до конца понятным.
Центральная фигура (которая, предположительно, является женщиной (?) имеет голову монстра, снабженную желто-зеленым глазом, чем-то напомнающим глаз кошки. Крюковидные образования на голове могут быть руками, поднятыми в молитве. Сам образ явно навеян изображениями древних богини-матерей Средиземноморья.
На фоне этого очевидно "ночного" женского образа, мистического и слегка пугающего, красное солнце способно дать лишь холодный и тусклый свет, усугубляющий довольно мрачное настроение, возникающее при просмотре картины.
В дальнейшей карьере Миро изменил настроение своих картин. Да, сохранилась иконография: женщина, птица, звезды, глаз, солнце - но сам стиль изменился с загадочного и символического на простой и юмористический.
Живопись (Голубая звезда) - 1927
И, наконец, в качестве своеобразного бонуса - самая дорогая картина Жоана Миро из когда-либо проданных на аукционах. В июне 2012 картина испанского Жоана Миро "Живопись (Голубая звезда)" (Peinture (Etoile Bleue)) была продана на аукционе Sotheby's в Лондоне за 23,6 миллиона фунтов (36,9 миллиона долларов), установив тем самым рекорд для произведений этого автора.
"Голубая звезда" была написана в 1927 году. Как пояснила тогда в интервью представительница Sotheby's, у работ Жоана Миро того периода много поклонников, поэтому коллекционеры готовы сражаться за каждую - и, соответственно, платить запредельные суммы. Предыдущий рекорд для картины художника составлял 16,8 миллиона фунтов.
Статьи по теме:
Write a comment