Картина "Женщина в шляпе и меховом воротнике" (1937) - один из шедевров замечательного Национального музея искусства Каталонии, посещение которого мы рекомендуем обязательно запланировать всякому, кто приехал в Барселону хотя бы на недельку.
Знаю, что многие удивились, услышав слово "шедевр" применительно к этой картине, напоминающей, если честно, творение недоучившегося маляра - но не стоит, я уверяю, удивляться! Потому что наметанный взгляд любого порядочного ценителя искусства безошибочно распознает в этой работе уникальный стиль Пабло Пикассо - а может ли картина Пабло Пикассо не считаться шедевром?
Ответ отрицательный: конечно же, нет. Представим себе на секундочку гипотетическую ситуацию: Национальный музей искусства Каталонии решил выставить эту вещь Пикассо, написанную в 1937 году, на продажу. Какая сумма, по-вашему будет заявлена в качестве стартовой цены? Да никак не менее 50 000 000 евро. Вот и говори после этого, что "Женщина в шляпе и меховом воротнике" - не шедевр!
Кстати, полное название этой вещи на испанском языке звучит следующим образом: "Mujer con sombrero y cuello de piel (Marie-Thérèse Walter)" - то есть, содержит указание на конкретную любовницу Пикассо на момент написания картины. Вероятно, Пабло использовал эти вторые уточняющие названия для порядка, чтобы впоследствии, на склоне долгой и успешной жизни, самому не запутаться, кого и когда он "рисовал".
Впрочем, такого порядка придерживаются и искусствоведы. Если вначале они робко пытались периодизировать плоды творчества Пикассо по иным признакам - "Голубой период", "Розовый Период", "Африканский период", "Аналитический кубизм" и т. д. - то впоследствии начисто отказались от этой задачи, перейдя на привычный для самого Пабло способ периодизации: "Период Марсель Умбер", Период Ольги Хохловой", "Период Марии-Терезы Вальтер", "Период Доры Маар" и т. д.
Что же, таким уж он уродился, этот Пикассо. Маленький, яростный и бурлящий, Пикассо был настоящим сексуально-энергетическим монстром, который не мог ни жить, ни творить, не находясь при этом в окружении самых разных женщин, которые должны были ублажать его, служить ему, развлекать его, обожать его - а Пабло взамен, подобно классическому вампиру, активно высасывал из них жизненную энергию и кровь, возлагая эти трофеи на алтарь безжалостного бога, имя которому - Искусство.
Кому не известно, что Искусство - самый безжалостный из всех богов, поклонение которому требует бесконечных и регулярных жертв? Кто-то жертвует собой, а кто-то - другими. Пикассо, обладавший острым умом и хорошим инстинктом самосохранения, благоразумно предпочитал жертвовать во имя искусства другими (то есть, своими женщинами) и потому, собственно, и прожил долгую и счастливую жизнь.
Означает ли это, что Пикассо был хуже того же Ван Гога, который женщин не уничтожал, предпочитая вместо этого разрушать самого себя? Нет, нет и нет! В основе любого занятия искусством лежит квинтэссенция чистого эгоизма, и потому все творцы, вне зависимости от их персонально-личностных качеств, схожи между собою как близнецы-браться - будь они писатели, скульпторы, музыканты или актеры.
В картине "Женщина в шляпе и меховом воротнике", как мы уже сказали, "жертвой" и заодно моделью Пабло Пикассо стала Мария-Тереза Вальтер. Пикассо, не совершив чудес оригинальности, изобразил свою возлюбленную и мать своего ребенка (дочери Майи) одновременно в анфас и в профиль, как он поступал вспоследствии и со следующей "жертвой" - Дорой Маар.
Судьба свела Пикассо и Марию-Терезу в 1927 году в Париже, в то время, когда Пабло уже далеко не первый год был женат на балерине "Русского балета" Ольге Хохловой и имел от нее сына. Это нисколько не помешало художнику тут же завязать роман с 17-летней Марией-Терезой.
Примечательно, что Пикассо не спешил сообщать о новой любви своей законной супруге - и здесь его вполне можно понять, ибо 99,99% поступают ровно так же. Мария-Тереза на протяжении довольно длительного периода постоянно незримо присутствовала рядом с Пабло, проживая по соседству, всегда находясь "под рукой", регулярно позируя для картин художника - а Ольга Хохлова не имела о сопернице ни малейшего понятия вплоть до 1935 года, когда разразился скандал.
"Друг семьи" сообщил Ольге, что у Пабло есть молодая любовница, которая беременна и вот-вот должна родить - что привело к немедленному отъезду Ольги с сыном Пауло на юг Франции. Развода, однако, не случилось - Пикассо вовсе не хотел разделения собственности по принципу "пятьдесят на пятьдесят", предусмотренного французским законом, и потому официально Ольга оставалась его женой вплоть до своей смерти.
5 сентября 1935 года Мария-Тереза родила дочку, которую назвали Марией де Консепсьон, а в быту окрестили "Майей". Однако счастливой совместнойц жизни втроем не случилось: в том же году Пабло влюбился в Дору Маар, и Мария-Тереза получила отставку. Яркая блондинка, таким образом, проиграла жгучей брюнетке.
Следует отметить, что сам Пикассо буквально упивался конфликтом, разгоревшимся по его поводу между Марией-Терезой и Дорой - эти женские "разборки", по словам самого Пабло, стали "одним из лучших воспоминаний в его жизни".
Да, такие откровения не делают художнику чести, но не станем забывать: Пикассо написал "Девочку на шаре", и за это ему можно простить многое. Что до картины "Женщина в шляпе и меховом воротнике" - она, как мы уже сказали, находится в Национальном музее искусства Каталонии. Отметим: две расположенные неподалеку в экспозиции вещи Сальвадора Дали (одна "юношеского", а вторая "старческого" периода) выглядят не в пример интереснее - но это уж, что называется, "дело вкуса" или его отсутствия...
Статьи по теме:
Самые известные работы Леонардо да Винчи
Самые дорогие картины Сальвадора Дали
9 знаменитых шедевров Яна Вермеера
Write a comment