В этой статье представлены выдающиеся шедевры мировой живописи, входящие в коллекцию музея Прадо в Мадриде - одного из самых знаменитых музеев мира.
Быть в Мадриде и не посетить музей Прадо - всё равно что приехать в Барселону и не увидеть Саграда Фамилия.
Национальный музей Прадо - один из крупнейших музеев европейского искусства в мире, а заодно и один из самых посещаемых! По статистике 2019 года, посетителями Прадо стали свыше 3,5 млн человек! Причина такой популярности? Конечно же, бесценные коллекции музея.
Самое полное в мире собрание работ Веласкеса, Эль Греко, Гойи, Босха, Сурбарана, Мурильо; шедевры Рафаэля, Ботичелли, Тициана, Караваджо, Веронезе, Брейгеля, Ван Дейка - и список этот можно продолжать бесконечно. Что ни имя - то титан, что ни картина - то шедевр! Самые "шедевральные" из шедевров и представлены в этой статье. Итак, знаменитые шедевры музея Прадо в Мадриде!
17. Конный портрет императора Карла V - Тициан
Конный портрет Карла V (1548) кисти великолепного Тициана призван увековечить победу Карла V в битве при Мюльберге, которая закончилась победой Карла - императора Священной Римской Империи и короля Испании.
Используя свою излюбленную теплую цветовую гамму, Тициан изобразил императора-победителя вооруженным полупикой (оружие бойца легкой кавалерии) и массивным пистолетом с колесным замком.
Украшенные золотой насечкой доспехи Карла были изготовлены Дезидериусом Хельмшмидом приблизительно в 1545 году и имеют изображение Богородицы с младенцем на нагруднике - как и на предыдущих доспехах Карла, изготовленным в 1531-ом...читать полностью
16. Воз сена - Иероним Босх (1500 - 1502)
"Воз сена" (известен также под названием "Воз с сеном" (1500 - 1502) - один из триптихов Иеронима Босха, составляющий гордость коллекции музея Прадо в Мадриде. Собственно говоря, речь идет о двух триптихах, один из которых хранится в Прадо, а другой - в королевском дворце Эскориал под Мадридом. Обе версии отлично сохранились, обе прекрасно отреставрированы, так что сказать, какая из них является оригиналом, а какая - копией, остается открытым.
В основу центральной части триптиха наверняка легла ниерландская пословица, гласящая: "Мир - это стог сена, каждый хватает сколько может". На фоне обширного пейзажа, обрамленного у края горизонта горами, следом за гигантским возом сена движется многолюдная процессия, возглавляют которую римский папа и император, представляющие, соотвественно, две конкурирующих ветви власти: светскую и церковную
Представители иных сословий (а их множество) ведут себя самым недостойным образом: суетятся, хватают с воза охапки сена и даже устраивают побоища за него. При этом никто не удосуживается обратить внимание на то, что повозку влекут демоны, а сено, таким образом, символизирует тщету всего мирского...читать полностью
15. Донья Хуана Безумная
Автор картины "Донья Хуана Безумная" - Франсиско Прадилья-и-Ортис (1848 - 1921), один из сильнейших испанских исторических живописцев 19-го века, два года, кстати, занимавший должность директора Музея Прадо в Мадриде, где ныне и находится этот шедевр. И не просто шедевр - а шедевр поистине выдающийся, хотя обычно эту вещь не включают в "топы" лучших картин Прадо.
И на наш взгляд - совершенно зря. Бывая в Прадо, мы каждый раз обязательно присаживаемся напротив этой крупномасштабной вещи (340 х 500 см; холст, масло), чтобы помедитировать и насладиться одной из сильнейших картин богатой коллекции Прадо.
Да и вы, не сомневаемся, ни в коем случаене пройдете мимо этого великолепного полотна - вас обязательно остановят убедительный, почти пугающий реализм изображенной сцены и странный, на первый взгляд сюжет...читать полностью
14. Христос, несущий крест - Эль Греко (1597 - 1602)
Всего Эль Греко выполнил как минимум семь копий картины "Христос, несущий крест", что свидетельствует как о важности этой работы для самого художника, так и о ее невероятной популярности еще при жизни Эль Греко. На наш взгляд, эта одна из лучших работ Эль Греко - если не самая лучшая.
Нам приходилось видеть две версии этого полотна, различающиеся незначительными деталями: одну в музее Прадо в Мадриде, и другую - в Национальном музее искусства Каталонии в Барселоне.
Скажу с полной уверенностью на основании личных ощущений - каждая из них обладает совершенно одинаковым эмоциональнысм воздействием на зрителя, и ради каждой стоило бы идти в вышеупомянутые музеи, даже если бы их коллекции состояла из одной лишь этой картины...читать полностью
13. Триумф смерти - Питер Брейгель Старший (1563)
Картина нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего "Триумф Смерти" (1561 - 1563) - один из тех шедевров обширнейшей коллекции музея Прадо, который обязательно нужно увидеть - как бы ни были вы переполнены впечатлениями от уже увиденных сокровищ.
"Трумф смерти" - работа с абсолютно "босховским" настроением и колоритом. Такая мысль при виде работы Брейгеля посещает тебя мгновенно, что не случайно: именно в Прадо находится, среди прочего, самое полное собрание работ Иеронима Босха, так что есть возможность сравнить, что называется, "не отходя от кассы".
"Триумф смерти" (117 х 162 см) как и творения Босха поражает прежде всего обилием тщательно выписанных деталей, множеством изображенных персонажей и, разумеется, мрачной атмосферой хаоса, ужаса и грядущего вот-вот глобального Ада (апокалипсиса) - что, опять же, весьма традиционно для работ Босха...читать полностью
12. Адам и Ева - Альбрехт Дюрер (1507)
Посещая музей Прадо в Мадриде, ни в коем случае не упустите этот шедевр: диптих прекрасного немецкого художника и гравера Альбрехта Дюрера "Адам и Ева" (1507).
Работа написана на двух раздельных досках высотой по 209 см каждая и шириной 81 см (Адам) и 80 см (Ева). Поговаривают, что Дюрер был довольно высокомерным и даже несколько надменным человеком, который знал себе цену, и знал, что цена эта - не три пфеннига.
Но какая, по большому счёту, разница? Нам, как говорится, детей с Дюрером не крестить. Нас в первую очередь интересует творческое наследие Дюрера, и наследие это - прекрасно...читать полностью
11. Маха одетая - Франсиско Гойя (1805)
"Маха одетая", как несложно догадаться, была написана в пару к "Махе обнажённой" - о чем свидетельтствует как идентичность модели, так и абсолютно одинаковые размеры картин: 97 х 1805 см. Более того, обе "Махи" были заказаны премьер-министром Испании Годоем для совместной демонстрации картин.
Всемогущий Годой подводил ничего не подозревающего гостя к "Махе одетой", давал ему полюбоваться шедевром Гойи, после "легким нажатием руки" приводил хитроумный механизм в действие - и перед изумленным посетителем представала "Маха обнаженная"!
Чтобы понять, почему семейство Альба так рьяно отрицает тот факт, что позировала для картины Каэтана де Сильва, 13-ая герцогиня Альба, следует уточнить, кто такая "маха". "Маха" - это представительница низших классов городского общества, известная своим дешевым щегольством, бурным нравом и особой приверженностью к мелкому испанскому криминалитету...читать полностью
10. Даная - Тициан (1553)
Картина "Даная", находящаяся ныне в коллекции музея Прадо в Мадриде, была написана Тицианом по заказу испанского короля Филиппа II в 1553 году. Вообще, творчество Тициана Вечеллио - крупнейшего представителя венецианской школы эпохи Высокого и Позднего возрождения - было высоко ценимо испанскими монархами.
В период с 1554 по 1562 Тициан выполнил по заказу короля Филиппа целых семь полотен на сюжеты из древнегреческой мифологии: "Даная", "Венера и Адонис", "Персей и Андромеда", "Похищение Европы", "Диана и Каллисто", "Смерть Актеона". Сейчас эти работы принадлежат музеям разных государств, однако "Даная" - лучшая из всех - составляет безусловную гордость коллекции Прадо.
Согласно мифологии древних греков, Даная - дочь царя Аргоса Акрисия и его законной жены Эвридики, а кроме того - мать небезызвестного Персея. Однажды Акрисию, отцу Данаи, было предсказано, что он погибнет от руки сына собственной дочери...читать полностью
9. Портрет кардинала - Рафаэль Санти (1511)
Картина "Портрет кардинала", известная также под названием "Кардинал", была написана Рафаэлем Санти в 1510-11 г.г. и в настоящий момент является одним из безусловных украшений огромной живописной коллекции Музея Прадо в Мадриде.
Как известно, Рафаэль - этот томный молодой человек весьма приятной наружности - прибыл в Рим в 1508 году и быстро добился большого успеха у папы Юлия II - известного покровителя искусств, тратившего народные деньги не только на бесполезные увеселения.
Огромным плюсом папы Юлия являлось его несомненное чутье на настоящий талант, который он мгновенно разглядел в Рафаэле, сделавшись его покровителем и заказчиком...читать полностью
8. Конный портрет принца Бальтазара Карлоса - Веласкес (1634)
Конный портрет принца Бальтазара Карлоса был написан Веласкесом приблизительно в 1634 - 1635 г.г. и предназначался для размещения между конными портретами его родителей, над дверью на одной из меньших сторон Зала Королевств.
Это крупномасштабная вещь (211,5 х 177 см, холст, масло), и, должен сказать - одна из самых красивых картин, виденных мною за жизнь. Гармония и насыщенность цвета в "Конном портрете Бальтазара Карлоса", когда видишь эту картину вживую, заставляют открыть рот от восхищения, да так в этом состоянии и застыть, минут эдак не десять, если не все пятнадцать.
Поэтому, будете в музее Прадо в Мадриде, где находится "Конный портрет Бальтазара Карлоса" - ни в коем случае не пройдите мимо!..читать полностью
7. Поклонение пастухов - Эль Греко (1614)
"Поклонение пастухов" принято считать последней работой Эль Греко, умершего 7 апреля 1614 года. После смерти великого мастера картина, как и планировалось, была размещена над могилой художника, похороненного в в толедском монастыре Санто-Доминго Эль Антигуо.
В затемненных интерьерах, безусловно, являющих собой грот, Богородица держит на коленях младенца Иисуса, а Иосиф с тремя пастухами окружают их, глядя на новорожденного, как на величайшее чудо. Вся группу вместе с ангелами наверху мягко обтекает умиротворяющий и в то же время яркий свет, вызывая у зрителя ощущение непостижимого и радостного таинства.
До 1954 года картина висела в монастыре Санто-Доминго Эль-Антигуо в Толедо -обители, обеспечившей Эль Греко первым заказом на испанской земле - а затем была куплена государством Испании. Сегодня этот шедевр Эль Греко можно увидеть в Музее Прадо в Мадриде.
6. Давид и Голиаф - Караваджо (1600)
В музее Прадо картина величайшего мастера светотени Микеланджело Меризи ди Караваджо выставляется под названием: «Давид - победитель Голиафа» (масло, холст, 110,4 х 91,3 см). Картина написана приблизительно в 1600 г., и впоследствии Караваджо не раз еще возвращался к этому популярному во все времена сюжету.
Итальянский художник Микеланджело Меризи, более известный под именем Караваджо (так называется небольшой городок недалеко от Милана, откуда родом его семья), родился в 1571 году и умер в возрасте 39 лет в 1610 году. Караваджо оказал огромное влияние на все изобразительное искусство 17 века, ( в особенности, на испанскую живопись), и помог окончательно сформировать стиль барокко. Караваджо прославился широким и мастерским использованием светотени. Образы в его картинах характеризуются драматическим освещением, где свет намеренно сделан более ярким, а тени - более темными, чем в действительности.
Итальянский художник оказал большое влияние на Рубенса, Рембрандта, и, конечно же, на испанкое наше "всё" - Диего Велкаскеса. Веласкес, получивший образование в Севилье, где Караваджо пользовался огромным авторитетом, в первые годы своей жизни находился под особенно сильным влиянием миланского художника, а позже имел возможность учиться по оригиналам работ Караваджо во время своей первой поездки в Италию.
В картине Караваджо "Давид и Голиаф", написанной на раннем этапе творчества художника, где-то между 1596 и 1600 годами, увлечение светотенью доведено до крайности: все, кроме тела Давида, огромной головы и правой руки Голиафа, скрыто в темноте. Кровь капает из раны на лбу Голиафа, и вы все еще можете видеть, как ладонь поверженного и обезглавленного только что великана сжимается судорогой в кулак.
5. Три грации - Питер Пауль Рубенс (1635)
Картина "Три грации" (221 х 181 см; холст, масло) была написана Питером Паулем Рубенсом в 1630-35 г.г. и в наши дни принадлежит обширной коллекции музея Прадо в Мадриде.
Грации считались второстепенными божествами, но в этой великолепной работе Питер Пауль Рубенс делает их главными и вкладывает в работу все свое незаурядное мастерство. Три богини обнимают друг друга, образуя круг. Положение их ступней предполагает движение; они словно кружат в неспешном изящном танце - насколько вообще слово "изящество" применими к таким... скажем так, крепким девицам.
Три грации - очень личная картина. Рубенс писал ее для себя - что подтверждает тот факт, что на момент смерти художника она находилась в его персональной коллекции. Специалисты давно подметили, что грация слева обликом своим напоминает потреты второй жены художника, Елены Фурман. Две других грации смотрят на нее, как старшие на младшую, и, похоже, приветствуют ее, принимая в свой избранный круг...читать полностью
4. Мадонна с розой - Рафаэль Санти (1518)
"Мадонна с розой" - одна из пяти "мадонн Рафаэля", находящихся в коллекции Музея Прадо в Мадриде. Поистине, сокровища Прадо неисчерпаемы! Это одна из поздних мадонн Рафаэля, созданная приблизительно в 1518 году, "при участии (это почеркивается обязательно) его учеников".
Однако нужно признать: если это "участие" и имело место, то было незначительным: Рафаэль, так уж получилось, не воспитал больших мастеров. Самый известный из них, Джулио Романо, прославился в свое время циклом порнографических рисунков, скандал из-за которых вынудил его оставить Рим и переехать в Мантую.
Всё это я к тому, что "Мадонна с розой" написана по большей части самим Рафаэлем - иначе невозможно было бы объяснить то магическое чувство, которое испытываешь при виде этой картины в оргинале...читать полностью
3. Маха обнаженная - Гойя (1800)
Франсиско Гойя получил заказ на "Маху обнажённую" от премьер-министра Испании Мануэля Годоя - и впоследствии пожалел о том, что взялся за его выполнение. Не стоит забывать: речь идет об Испании, где Инквизиция, доживавшая последние годы, не желала, тем не менее, сдавать свои варварские позиции.
Картина была конфискована, а премьер-министр предстал перед судом, где вынужден был раскрыть имя художника. Гойе, таким образом, были предъявлены обвинения в безнравственности и создании "крайне неприличных и представляющих серьезную угрозу общественным интересам произведений искусства".
Впрочем, совсем уж трагических последствий для Франсиско Гойи этот инцидент не имел: времена все-таки изменились, и художник, можно сказать, "отделался легким испугом". До сих пор не утихают споры о том, кто именно позировал художнику для "Махи обнажённой". В 19-ом столетии наибольшей популярность пользовалсь версия о том, что на картине изображена Мария Каэтана де Сильва, 13-ая герцогиня Альба, у которой, поговаривали, была любовная связь с харизматичным художником из Сарагоссы.
2. Сад земных наслаждений - Иероним Босх (1510)
«Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. Интересно, что подлинное название этого грандиозного произведения (389 х 220 см) кануло в лету.
«Садом земных наслаждений» триптих гораздо позже окрестили исследователи. Незвирая на многолетнее изучение работы Босха специалистами, ни одно из имеющихся на сегодняшний день толкований картины не признано единственно верным, поскольку использованная Босхом символика допускает множество прочтений.
Именно эту работу Босха, особенно фрагменты центральной картины, давно уже "разобрали на цитаты" и повсеместно приводят в качестве иллюстраций, именно здесь уникальное творческое воображение художника проявляет себя в полной мере.
Благодаря, главным образом, "Саду земных наслаждений" Босха считали "своим" сюрреалисты: замысловатость мрачных образов однозначно указывает на то, что Босх при работе над картиной пристально вглядывался в глубины собственного подсознания, ибо придумать изображенное им, находясь в состоянии здравого ума и трезвой памяти - решительно незвоможно...читать полностью
1. Менины - Веласкес (1656)
Мало найдется в истории мировой живописи произведений, которых были бы столь же единодушно расхвалены как критиками, так и коллегами Веласкеса по цеху. Так, Лука Джордано называл "Менины" "теологией живописи", Томас Лоуренс, президент Королевской академии художеств - "подлинной филисофией искусства". Сегодня общепринято мнение, что "Менины" - не только наивысшее достижение Веласкеса как художника, но и выверенная до мелочей демонстрация пределов живописи вообще.
В 1957 Пикассо написал, ни много ни мало, 58 различных собственных интерпретаций этой картины, которые можно увидеть в Музее Пикассо в Барселоне. Сальвадор Дали, бывший, как известно, самым преданным поклонником Веласкеса, на протяжении всей карьеры возвращался к "Менинам" множество раз, дав немалое число своих версий "Менин".
Веласкес написал эту картину в 1656 году, в период правления Филиппа IV, предпоследнего монарха династии Габсбургов. Прошло более десяти лет (1643 г.) с момента отставки графа-герцога Оливареса (главного доверенного лица короля, по сути, управлявшего государством) и восемь лет (1648 г.) окончания Тридцатилетней войны, закончившейся подписание разрушительного для Испании Вестфальского мира, усугубившего кризис, в котором пребывало Королевство Испания...читать полностью
НАША КНИГА-ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ТЕАТРУ-МУЗЕЮ:
Статьи по теме:
Самые известные картины Энди Уорхола
Самые известные работы Леонардо да Винчи
Write a comment