Картина "Музыка. Семь живых искусств", также известная под названием "Красный оркестр", была написана Сальвадором Дали в 1957-ом году. Это относительно небольшое полотно (84 х 115,5 см; масло, холст) представляет собой красочный и радостный праздник музыки и жизни. Бестелесный пианист и виолончелист играют на фоне ослепительно-яркого красного занавеса, превращающего пейзаж в театральную обстановку. Источник, впадающий в открытый рояль, можно рассматривать как восхитительную визуальную метафору музыки, производимой инструментами.
Виолончель, имеющая исключительно антропоморфный облик, образована из усеченного человеческого тела со звуковыми отверстиями - эфами, вырезанными на спине, что в свою очередь напоминает знаменитую сюрреалистическую фотографию "Виолончель Энгра" Мана Рея.
Сальвадор Дали использовал мотив музыкальных инструментов, и, в частности, фортепиано, в целой серии сюрреалистических картин, начиная с 1930-х годов, и "Красный орекстр" может рассматриваться как мощная кульминация этой длительной линии художественных изысканий.
В этих произведениях с музыкальным мотивом рояль используется художником либо как объект сексуального соития, как например в картине "Атмосферный череп, содомирующий рояль" (1934), либо как место исторического инцидента, как в работе 1931-го года "Частичное помрачение. Шесть явлений Ленина на рояле", либо как символ "обреченности разлагающегося буржуазного общества" (Д. Адес, Дали, Лондон, 1995, стр. 53), как в снятом Луисом Буньюэлем и Сальвадором Дали фильме "Андалузский пес"...
Об истоках это "фортепианной одержимости" Дали мы не раз уже и рассказывали, в том числе, и в описании очень схожей по сюжету картины "Таинственные источники гармонии" (1932) - поэтому процитируем здесь себя:
"...не сомневаюсь, засилие роялей в картинах Дали следует искать в детстве художника: музыкальное семейство Пичотов, дружное с семьей Дали, отличалось некоторой экстравагантностью, свойственной людям творческим, и нередко, загрузив белый рояль на большую лодку, могло устроить превосходный классический концерт прямо посреди бухты города Кадакес, где и Пичоты, и Дали имели летние резиденции. Малютка Дали не раз был восторженным свидетелем подобных перформансов, и они, можно не сомневаться, накрепко врезались ему в память.
Впрочем, в работах Дали - этого неустанного певца эротики - музыкальные инстнрументы приобретают исключительно сексуально-эротический подтекст и наделяются совершенно антропоморфными свойствами.
Так, игра на музыкальных инструментах однозначно ассоциировалась для Дали с сексом - и, видит Бог, не только для него! Достаточно вспомнить оргазмы, которые испытывали поклонницы группы битлз во время их живых выступлений - и можно не сомневаться, что музыка - это действительно интимно-чувственное занятие, имеющее много общего с коитусом.
Продолжая избранный принцип сравнения, изливающийся из рояля фонтан можно сравнить с эакуляцией достигшего чувственного экстаза индивида (разумеется, индивидом может быть только Дали, ибо творчество художника, особенно, в те годы, носило исключительно личный характер)..."
В 1943-ем году, после покупки театра Зигфельда в Нью-Йорке, американский импресарио Билли Роуз поручил Дали написать серию холстов для фойе. Театр был открыт ревю Роуза «Семь живых искусств», в котором раскрывались сюжеты следующего цикла "живых искусств": «Музыка», «Опера», «Балет», «Театр», «Кино», «Радио» и «Буги-вуги».
Дали выполнил семь холстов примерно за шесть недель в одном из офисов театра Зигфельд, который для этой цели временно был преобразован в студию. В своих воспоминаниях Билли Роуз вспоминает, что в течение десятилетия миллионы людей стекались, чтобы увидеть эти работы.
В апреле 1956 года картины были уничтожены в результате пожара в загородном доме Роуза, куда они были вывезены. В 1957 году в обмен на компенсацию, полученную Роуз от страховой компании, Дали за два месяца заново переписал всю серию в своем номере в отеле St Regis в Нью-Йорке, заменив, однако, буги-вуги рок-н-роллом.
Попутно отметим, что новая версия "танца" (рок-нролла) долгая время находилась в собственности семьи знаменитого наркобарона Пабло Эскобара и очень нравилась его жене - однако впоследствии была "отжата" уже у вдовы Пабло противоборствующей группировкой.
Новая версия "Музыки" (Красного орекстра) во многом повторяет композицию картины 1943 года - с некоторыми незначительными расхождениями с утраченным оригиналом - которое, впрочем, сделали картину только лучше.
В 2013-ом картина "Красный оркестр" вновь "засветилась" на публике, а точнее, на аукционе Сотбис, где была продана за 5 010 500 фунтов стерлингов ( 6 680 700 долларов США).
Статьи по теме:
Длительность базовой экскурсии в театр-музей Сальвадора Дали - 7 часов.
Стоимость: 1-3 человека - 330 €, 4-5 человек - 350 €, 6 человек - 390 €, 7 и более человек - по запросу.
Примечание: входные билеты (стоимость билета - 15 €) не включены в стоимость экскурсии.
Помимо базового, мы предлагаем также следующие варианты экскурсий, включающие музеи Сальвадора Дали:
Театр-музей Сальвадора Дали+замок Гала в Пуболе
Театр-музей Дали в Фигерасе+дом Дали в Порт-Льигат
Треугольник Дали (дом Дали в Порт-Льигате+театр-музей Дали в Фигерасе+замок Гала в Пуболе)
Театр-музей Дали+Каталонская Венеция - Эмпуриабрава
Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе+средневековая Жирона
Театр-музей Дали+шоппинг в аутлет-центре
Write a comment