Картина "Таинственные источники гармонии", написанная Сальвадором Дали в 1932-ом, содержит весь набор основных элементов образного языка художника 31-32 г.г: это скалистые образования мыса Креус, расположенные в паре км от дома Дали в Порт-Льигате и воспроизведенные каталонскимх художником в своих картинах раз эдак 300; это кипарисы, росшие (и продолжающие расти) рядом с домом Дали;, это долина Ампурдан, действительно плоская, как стол, а силой воображения художника и вовсе превращенная в некое подобие пустой сцены, что, очевидно, Сальвадор Дали сделал абсолютно сознательно, это задрапированная женская фигура и рояль, из которого изливается струя воды...
Попутно отмечу, что рояль-фонтан - образ и вообще очень удачный. Вспомните, как мы говорим о музыке, которая ласкает нам слух: музыка льется - что в картине "Таинственные источники гармонии" визуализировано самым буквальным образом.
Впрочем, не сомневаюсь, засилие роялей в картинах Дали следует искать в детстве художника: музыкальное семейство Пичотов, дружное с семьей Дали, отличалось некоторой экстравагантностью, свойственной людям творческим, и нередко, загрузив белый рояль на большую лодку, могло устроить превосходный классический конценрт прямо посреди бухты города Кадакес, где и Пичоты, и Дали имели летние резиденции. Малютка Дали не раз был восторженным свидетелем подобных перформансов, и они, можно не сомневаться, накрепко врезались ему в память.
Впрочем, в работах Дали - этого неустанного певца эротики - музыкальные инстнрументы приобретают исключительно сексуально-эротический подтекст и наделяются совершенно антропоморфными свойствами. Так, игра на музыкальных инструментах однозначно ассоциировалась для Дали с сексом - и, видит Бог, не только для него! Достаточно вспомнить оргазмы, которые испытывали поклонницы группы битлз во время их живых выступлений - и можно не сомневаться, что музыка - это действительно интимно-чувственное занятие, имеющее много общего с коитусом.
Продолжая избранный принцип сравнения, изливающийся из рояля фонтан можно сравнить с эакуляцией достигшего чувственного экстаза индивида (разумеется, индивидом может быть только Дали, ибо творчество художника, особенно, в те годы, носило исключительно личный характер).
Таким образом, можно лишь порадоваться за Дали, что хотя бы в 1932-ом у него с супругой всё славно на поле любовных игрищ. И мы, безусловно, порадовались бы, когда бы не один тревожный момент: андрогинного типа персонаж на переднем плане справа, закрывший лицо руками в жесте отчаяния или стыда.
Подобный жест слишком хорошо знаком нам по картинам Дали двух предыдущих лет, и связан, по словам Дали, с его необоримой привычкой к мастурбации, которую он считал безрассудной тратой жизненной энергии, но отказаться от которой не мог - да так и не смог и в последующие годы-десятилетия.
Значит ли это, что привычка эта стала каким-то образом мешать интимным отношения Сальвадора и Галы? Или она не причем, а тревожный жест вызван иными проблеми в интимной жизни - например, приближающейся импотенцией, о которой Дали говорил сам, говорил не раз и говорил с гордостью? Сложно сказать, да и вряд ли это имеет для нас решающее значение.
А вто что действительно имеет "значение", так это однозначный "гермафродитствующий облик персонажа". Так Дали, слепившийся с Галой в неразрывное целое, начал с определенной поры изображать их обоих: в виде гермафродита Гала-Сальвадор Дали. Да, гермафродиты всегда изрядно возбуждали Дали с эротической точки зрения, однако здесь другое: осознанная, или неосознная мечта художника действительно слиться в Гала в единую физическую оболочку - духовное слияние между ними произошло почти мгновенно, о и нем мы речь не ведем.
А причиной такого желания могло стать только одно: однажды поразившая Сальвадора мысль о том, что, придет время, кто-то из них двоих умрет первым, а другой - останется жить. Если сможет, конечно - выжить и жить после смерти целой половины себя. Мысль эта Дали поразила и напугала, несмотря на молодые годы, когда человек зачастую еще не успел осознать собственной смертности.
Хотел бы попутно отметить, что мы обсуждаем скрытое значение символов лишь применительно к Сальвадору Дали: к его жизни, мыслям и обстоятельствам. Всякий в этой работе может увидеть и прочесть что-то другое - и так и ложно быть, ибо все мы - разные, пусть разница не очень и существенна. Дали мог вкладывать в свои работы какой угодно смысл, однако священное право понимать картны художника по-своему остается - и всегда будет оставаться за нами, его благодарными зрителями.
В наши дни картина "Таинственные источники гармонии" (54,6 х 45,7 см; холст, масло) находится в частной коллекции.
Длительность базовой экскурсии в театр-музей Сальвадора Дали - 7 часов.
Стоимость: 1-3 человека - 330 €, 4-5 человек - 350 €, 6 человек - 390 €. Заказать экскурсиюПримечание: цена входных билетов (стоимость билета - 14 €) не включена в стоимость экскурсиии.
Помимо базового, мы предлагаем также следующие варианты экскурсий, включающие объекты Сальвадора Дали:
Театр-музей Сальвадора Дали+замок Гала в Пуболе
Театр-музей Дали в Фигерасе+дом Дали в Порт-Льигат
Кадакес, мыс Креус и дом Дали в Порт-Льигате
Треугольник Дали (дом Дали в Порт-Льигате+театр-музей Дали в Фигерасе+замок Гала в Пуболе)
Театр-музей Дали+Каталонская Венеция - Эмпуриабрава
Свяжитесь с нами:
zakharovsergei@mail.ru
Тел, WhatsApp, Viber, Telegram
Write a comment