Картина "Когда свадьба?" была написана в самом плодотворном для Поля Гогена 1892-ом году. За эти 365 дней художник, работавший как никогда много, написал почти 80 картин - ни раньше, ни позже такой плодовитости достичь ему не удавалось. Причина столь бурного творческого всплеска заключалась, несомненно, в недавно осуществленном переезде художника на Таити, где, кажется, только и началась его подлинная жизнь.
Откуда эта любовь к далекой экзотике? Возможно, корни ее следует искать в детстве художника - до 7 лет маленький Поль жил в Лиме (Перу). Беззботная, полная неги жизнь в поместье дяди, яркая почти до неприличия природа, экзотические национальные традиции, обилие тропического солнца - всё это художнику пришлось забыть, когда вместе с матерью ему пришлось вернуться во Францию, чтобы получить наследство.
Однако впоследствии его продолжало тянуть - к путешествиям, тропикам и далеким банановым краям. В юности он почти семь лет "бороздил" моря и океаны в качестве матроса - однако затем настало время остепениться. При поддержке хороших знакомых семьи Гогену удалось получить доходную должность биржевого брокера.
Вскоре Гоген женился и начал жизнь преуспевающего буржуа, не забывая регулярно увеличивать поголовье семьи. Художник водил дружбу с импрессионистами, картины которых коллекционировал, он и сам пытался писать, испытывая смутный, но сильный интерес к живописи - и это, в конце концов, его и сгубило.
Нельзя служить двум богам, в особенности, если один из них - Искусство. Этот бог слишком требователен, чтобы удовлетвориться половиной - он забирает всё. Гоген всё больше писал и всё меньше времени уделял брокерской работе. Долго так продолжаться не могло. Когда денег в семье совсем не осталось, и нищета стала приобретать хронический характер, от Поля ушла жена, забрав пятерых детей, содержать которых он не мог, да и не собирался.
Дальше были творческие метания и постоянное отсутствие денег. Устав выживать в цивилизации, которая оказалась на редкость недружелюбной, Гоген сбежал в 1891 году на Таити, где все разительным образом переменилось.
Поль будто вернулся в детство и снова ощущал себя белым мальчиком в волшебном экзотическос саду - разве что мальчик теперь вырос и превратился во взрослого, несколько даже потрепанного жизнью мужчину. Впрочем, по меркам Таити он по-прежнему оставался "полубогом" - и мог вести себя соответственно.
Он и вёл - в 1892 году Поль взял себе в жены юную таитянку по имени Техаамана (сам он называл её Техурой). Девушке было всего 13 лет, однако правила общественной морали на Таити существенно оличались от таковых во Франции - что было Гогену только на руку.
Родня Техуры, для которой брак их девочки с белым был невиданной честью, устроила традиционную свадьбу, а сама невеста стала моделью для многочисленных полотен художника той поры. "Когда свадьба?" - одна из них.
Техура (девушка слева, расположенная ближе к зрителю) изображена в традиционном таитянском наряде: открытой блузке и ярком парео. Лицо Техиры (надо сказать, сильно стилизованное) несет отсвет легкой задумчивости и даже печаль - как обычно и бывает с невестами во всем мире.
Вторая дама обряжена в куда более официальное "миссионерское платье" и лиуо её проработано гораздо тщательнее - возможно, по этой причине Гоген поместил его в оптический центр холста.
Картина, быть может, совсем не такая оригинальная, как написанная в том же году "Мы молимся тебе, Мария" - однако это не помешало ей стать одной из самых дорогих живописных работ мира, когда-либо проданных с аукциона: в 2015 году музейное ведомство Катара приобрело её за совершенно рекордные и, честно признаться, немыслимые 300 млн долларов США.
Статьи по теме:
Write a comment