"Нос Наполеона, превращенный в беременную женщину, которая гуляет, словно грустная тень, среди древних руин" (1945) - так звучит название этой "американской" картины Сальвадора Дали целиком.
Дали любил длинные описательные названия, которые в то же время являются, по сути, и пояснительным комментарием к сюжету самой картины.
Эту вещь крайне редко извлекают из запасников Театра-Музея Дали в Фигерасе, чтобы выставить в Зале Сокровищ - а жаль! Жаль, потому что она прекрасна - в особенности, когда видишь ее не на фото или в репродукции, а в оригинале.
Дали демонстрирует безукоризненную технику письма, из-за чего картина, при всех своих сюрреалистических атрибутах: наглядно представленном двойном образе, обилии фрейдистских символов (Дали, как известно, был страстным поклонником Фрейда) - производит, тем не менее, впечатление очень дорогой и совершенно академической вещи. Дороговизну, кстати, подчеркивает и роскошная позолоченная барочная рама, в которой ее выставляют.
При виде этого полотна мне всегда почему-то приходит в голову одна и та же картинка: 3020 год, инопланетяне бродят среди руин нашей цивилизации и вдруг находят под обломками стен музея две картины: пресловутый "Черный квадрат" Казимира Малевича и вот этот чудесный "Нос Наполеона" Сальвадора Дали.
Вопрос даже не в том, какая из картин заинтересует инопланетянина больше - а в том, сочтет ли он "Черный квадрат" картиной вообще? Я к тому, что все-таки существуют некие объективные, или универсальные понятия о красоте, и если исходить из них - то "Нос Наполеона" - именно прекрасен. Прекрасен сам по себе, вне всякого контекста. А может ли существовать вне контекста "Черный квадрат" или работы Джейсона Поллока?
Да, "Нос Наполеона", при всей галлюцинаторности сюжета и "заковыристости" названия - академичен. Дали, по сути, и был академическим художником, хотя довольно умело пытался это скрывать - до поры до времени.
Но в конце тридцатых и начале сороковых, когда сюрреализм в классическом виде почти изжил себя, Дали стал заявлять о преимуществах академической живописи все громче - чтобы в начале пятидесятых триумфально озвучить свой "Мистический манифест", отказавшись от прежних богов.
В США, где Дали прожил почти все сороковые и смог, наконец, неплохо, заработать, художник имел полную возможность - и не менее всеобъемлющее желание - отачивать техническое мастерство, готовясь к неизбежному прыжку в новую творческую парадигму - ядерный мистицизм.
А "Нос Наполеона" - одна из последних мощных вещей, являющихся данью сюрреализму. Даже не сюрреализму - а собственному параноико-критическому методу. В этом смысле "Нос Наполеона", как и "Метаморфозы Нарцисса" (1937) - работа, утверждающая важность перехода от сюрреализма, как "чистого автоматизма", на более высокую ступень творческого познания, которую, по мнению Дали, и являл собой его метод.
Напомним определение, данное методу самим Дали: параноико-критический метод - метод иррационального познания, основанный на пояснительно-критической интерпретации паранойальных (бредовых, галлюцинаторных) явлений.
Переводя вышесказанное на простой язык, если сюрреализм - это механическая фиксация образов подсознания, то параноико-критический метод - это не просто бред (сновидение, галлюцинация), но бред систематизированный и поясненный. Бред, системный не менее, чем сама паранойя. А если эта системная фиксация бреда проиходит на техническом уровне Сальвадора Дали - рождаются шедевры, меняющие историю искусства.
Кстати центральный образ в картине "Нос Наполеона, превращенный в беременную женщину" - не просто двойной, как например, в картине "Испания" - а именно раздвоившийся: и образ, и его интерпретация раздельно запечатлены на холсте, как и в картине "Метаморфозы Нарцисса", ставшей, по словам самого Дали, "первым полотном, выполненным в полном соответствии с параноико-критичеким методом.
Пейзаж картины, как это часто свойственно американским работам Дали, тоже двойной - на переднем плане запечатлены бескрайние пустыни Аризоны, а в глубине - родной для Дали каталонский Ампурдан, тоска по которому заставит, в конце концов, художника вернуться на родину.
Помимо прочего, картина славна множеством изумительно выписанных рукой опытного миниатюриста деталей, каждую из которых можно и нужно долго разглядывать по отдельности, получая истинне и глубокое эстетическое наслаждение. Да, в картине "Нос Наполеона " Дали не сказал ничего нового - ну и Бог с ним, с "новым". Прекрасное "старое" - как раз то, за что мы любим работы Дали....
Статьи по теме:
Кадакес, Порт-Льигат и мыс Креус - экскурсия
Театр-музей Дали в Фигерасе и Порт-Льигат
Write a comment