"Нарцисс" - картина величайшего мастера эпохи барокко Микеланджело Меризи да Караваджо, написанная приблизительно в 1597 - 1599 году и в настоящий момент хранящаяся в Национальной галерее старинного искусства в Риме.
Мрачная история Нарцисса, изложенная в "Метаморфозах" Овидия, разворачивается на абсолютном черном фоне. Единственные видимые нам образы, без которых картина попростоу превратилась бы в "Черный прямоугольник", это фигура склонившегося над водой Нарцисса и его отображение в водной глади, в совокупности образующие круг, центром которого является самый освешенный фрагмент полотна - коленка самовлюбленного юноши.
Эта работа была создана в середине карьеры Караваджо - время, о котором до сих пор известно не так уж много. Однако, если судить по картинам, в то время Караваджо предпочитал придавать своим картинам магическое ощущение таинственности и загадки, напряжение и очевидной сосредоточенности героев на своих внутренних переживаниях.
Еще одна отличительная особенность работ Караваджо той поры - использование одних и тех же моделей при написании разных картин. Так, юноша, позировававший для "Нарцисса", поразительно поход на ангела с картины "Отдых на пути в Египет" (1596).
Вышесказанное относится и к одеяниям персонажей. Нарцисс одет в жилет из того же материала, что и платье Марии Магдалины в «Кающейся Магдалине». Будучи еще бедным молодым художником, Караваджо был известен тем, что повторно использовал те же модели и костюмы с одной-единственной целью: чтобы сэкономить деньги.
Как не сложно заметить на примере картины "Нарцисс" влияние ломбардского стиля Моретто и Савольдо остается все еще очень глубоким, и в то же время Караваджо продолжает смелые и новаторские эксперименты со светом и тенью, которые в конечном итоге станут главной отличительной чертой его работ.
Нарцисс - сын речного бога Кефиса и прекрасной нимфы Лириолы, юноша несказанной красоты, любви, дружбы и расположения которого добивались сотни особей как мужского, так и женского пола. Тем не менее, гордый и самовлюбленный Нарцисс с негодованием прирожденного сноба, эгоцентрика и эгоиста отвергал любовь своих воздыхателей, обрекая их на ужасные страдания, а кое-кого и на смерть.
В конце концов, творимый Нарциссом беспредел переполнил чашу общего терпения. Все униженные и оскорбленные высокомерием этого "красавчика" взмолились Немезиде, и та, разобравшись в сути вопроса, решила наказать бездушного наглеца.
Немезида сделала так, что во время одной из охот Нарцисс увидел в реке свое отражение, влюбился в него без памяти и, не в силах оставить его, умер на том же месте от голода и жажды. Когда нимфы пришли за телом его, то увидели, что на месте смерти Нарцисса вырос красивый цветок, названный в честь самовлюбленного юноши.
Интересно, что античные писатели часто ассоциировали воду, в которую глядится Нарцисс, с водами Стикса, а цветок нарцисс, в который превратился мальчик, ассоциировался исключительно со смертью.
В эпоху Караваджо история Нарцисса была чрезвычайно популярна в литературе, где ее пересказали Данте и Петрарка; кроме того, друг Караваджо, поэт Джамбаттиста Марина, создал собственное развернутое поэтическое описание Нарции. История влюбленного с себя до смерти красавца пользовалась популярностью и в кругах утонченных ценителей искусства, к который принадлежали Винченцо Джустиниани и кардинал Франческо дель Монте - покровители художника.
Write a comment