Картина "Ночной призрак на пляже" была написана Сальвадором Дали в 1935-ом году - и, хочется добавить, "этим все сказано".
В тридцать пятом у Дали практически не было неудачных или проходных работ. На стремительном взлете карьеры, погруженный в исследовательсие дебри своего внутреннего мира, для чего у Дали имелся свой собственный "параноидально-критический" метод - художник пристально вглядывался в себя и тщательно, с величайшей фотографической точностью фиксировал назвязчивые идеи и галлюцинаторные образы, возникавшие в его сознании.
В 1935-ом пляж в Росесе (курортном городке на Коста Брава неподалеку от Фигераса) появляется в работах Дали особенно часто, и совсем не случайно: когда Сальвадор Дали был ребенком, семейство нередко выбиралось туда провести летний денек.
Разумеется, мы в детстве - в призрачном мире детства Сальвадора Дали, о чем свидетельствует знакомй нам по многим работам ("Призрак сексуальной привлекательности", "Аптекарь, с величайшей предосторожностью приподнимающий кутикулу рояля", "Пейзаж с загадочными элементами" и др.) мальчик в матроске с обручем - безусловно, сам Сальвадор Дали.
Этот вариант автопортрета - один из самых излюбленных художником в середине 30-хх - и не случайно в итоговом гигантском полотне конца 60-хх - "Галлюциногенный тореадор" - мы встретим ребенка-Дали снова.
Такой же частый гость в картинах Дали 1935-го - нарядно одетая стройная молодая женщина, застывшая по воле художника в остановленный миг стремительного движения.
Это "кузина", а точнее двоюродная тетка Сальвадора Каролинета, жившая в Барселоне, впервые, так уж случилось, взволновавшая мужское начало взрослеющего мальчика - и потому навсегда воспоминания о ней были связаны для Дали с сексуальными переживаниями.
Чтобы и мы понимали это, Дали помещает на пляж в Росесе фрагмент скалы с мыса Креус, имеющей близкую к треугольнику форму с отверстием посередине - этот облаз для Дали по вполне понятным причинам ассоциировался с женскими гениталиями.
Впрочем, картина полна не только скрытого эротизма, но и грусти с оттенком трагедии: Каролинета умерла во время "испанки", безжалостно косившей население страны совсем молодой, в возрасте всего 19-ти лет - и, таким образом, навсегда осталась для художника особенной, волнующей, красивой и молодой.
После смерти человек продолжает жить лишь в неосязаемых мирах воспоминаний тех, кто был с ним знаком, но Каролинете повезло больше - она будет жить ровно столько, скольку будут жить картины замеательного художника Сальвадора Дали - то есть, очень и очень долго.
Статьи по теме:
Философ, освещенный светом луны и заходящего солнца
Взрывающаяся рафаэлевская голова
Write a comment