Картина "Ностальгия каннибала (Мгновенный образ)" была написана Сальвадором Дали в 1932-ом году и в настоящий момент находится в Sprengel Museum в Ганновере. Эта среднеразмерная вещь (47,2 х 47.2 см; холст, масло) - можно сказать, золотой стандарт Дали начала 30-хх - с обширными пустыми пространствами, подсвеченными несколько неестественным светом (из-за чего всегда возникает ощущение театральной сцены) и совершенно, на первый взгляд, "несочетаемыми сочетаниями" одушевленных и неодушевленных объектов, призванных, по воле художника, выполнять роль "актеров" на этой сцене.
Да, всё кажется непонятным, непостижимым, нереально-реальным и поэтому завораживающим - однако всему есть свовё объяснение. Конечно, трактуя работы Дали, я каждый раз испытываю определенные укоры совести, понимая, что это не совсем, вроде бы, оправданная затея: пытаться с позиций разума, логики и бодрствующего сознания интерпретировать продукт деятельности бессознательного, на котором, собственно, и зиждется филисофия сюрреализма.
О том, что перед нами именно "именно продукт деятельности бессознательного", дополнительно свидетельствует и подзаголовок работы: "Мгновенный образ" - то есть, перед нами "рукотворная мгновенная цветная фотография" видения, спонтанно возникшего в мозгу Сальвадора Дали и скрупулезно перенесенного им на холст.
С другой стороны - бессознательное конкретного индивида также берётся не из безвоздушного пространства, и, самое главное", Дали такое множество раз и явно с удовольствием объяснял, "что к чему" в его работах, что грех не заняться этим и нам. Тем более, что мы высказываем всего лишь свою персональную точку зрения, которая, по совместительству, является единственно верной.
Перед нами - пусть в это и сложно поверить с первого взгляда - не что иное, как портрет родителей Сальвадора Дали. Хотите доказательств? Извольте: яишница-глазунья, нередко возникающая в работах Дали этого периода, всегда ассоциировалась для Дали с внутриутробными воспоминаниями - то есть, с тем славными временами, когда малютка Сальвадор вызревал в утробе матери. Вот несколько строк из "Тайной жизни Сальвадора Дали":
..."А каким был этот рай? Наберитесь терпения — и подробности не заставят себя ждать. Начну с общих ощущений. У внутриутробного рая — цвет адского пламени: красно-оранжево-желто-синий. Это мягкий, недвижный, теплый, симметрично-двоящийся и вязкий рай. Уже тогда он даровал предвкушение всех наслаждений, всех феерий. Самым великолепным было видение глазуньи из двух яиц, висящей в пространстве. Не сомневаюсь, что именно в этом — причина моего смятения и волнения, которые я испытывал на протяжении всей жизни перед этой образной галлюцинацией"...
А вот чернильница - объект, ассоциирующийся напрямую с образом отца Дали, который, как известно, был нотариусом - то есть, "бумажным человеком", крючкотвором, "бюрократом", в образе которого Дали нередко изображал в те годы родителя. Если материнский образ - это воспоминание об утраченном рае, который человек бещуспешно пытается вернуть всю последующую жизнь, то образ отца, воплощенный в главном оружии этой "чернильной души" - сугубо негативен.
Не будем забывать: совсем недавно, в конце 29-го, папа изгнал Сальвадора из отчего дома за связь с Галой, лишив его суть позже и наследства: акт пусть и символический, но сделавший примирение между двумя Сальвадорами окончательно невозможным. Забегая вперед, скажем - этого примирения так никогда и не случилось.
Однако образ, возникающий в десятках картин Дали и присутствующий и в "Носттальгии каннибала" - мужская фигура с ребенком, которого он держит за руку - однозначно свидетельствует о том, что помимо жаркой каталонской ненависти, Дали носил в груди и другое чувство по отношению к отцу: естественную для лиц, пребывающих в наиближайшем кровном родстве, любовь. Вооружитесь увеличительным стеклом, отыщите эту почти неразличимую глазом парочку в пустынном мире картины - и убедитесь в правоте моих слов.
Write a comment