Картина "Репродуцирование запрещено", написанная Рене Магриттом в 1937 году, является одним из двух портретов Эдварда Джеймса, покровителя и мецената не только Магритта, но и всего сюрреалистического движения в целом.
Магритт какое-то время жил в лондонском доме Джеймса - тогда и были написаны "Репродуцирование запрещено" и "Принцип удовольствия", изображающие богатого хозяина особняка - хотя "потретами" их можно назвать только отчасти - ведь ни в той, ни в другой картине лицо заказчика мы не видим.
Эдвард Джеймс - английский поэт, скульптор, коллекционер с аристократическими корнями, унаследовавший огромное состояние своего отца - богатого торговца.
Папины деньги позволили Эдварду вести совершенно свободную жизнь, занимаясь тем, к чему Эдвард чувствовал призвание сызмальства - искусством. Эдвард жил на широкую ногу, совершал весьма эксцентричные поступки, коллекционировал произведения искусства. Может быть, сам он и не создал бессмертных шедевров, зато охотно помогал настоящим талантам, в особенности из числа сюрреалистов.
Так, во второй половине тридцатых он являлся основным меценатом Сальвадора Дали, который тогда еще не обрел финансовую независимость и порой испытывал перебои с деньгами.
Рене Магритт также был в числе фаворитов Джеймса. На картине "Репродуцирование запрещено" мы видим мужчину худощавой комплекции и аристократически-холеного вида (каким, собственно, и был Эдвард Джеймс), но вот незадача - в зеркале, откуда на нас должен бы смотреть умный и проницательный взгляд широко расставленных глаз Эдварда - мы вновь видим его спину!
Вместе с тем, с книгой на полке такого странного парадокса не происходит - она отображается в зеркале совершенно правильно. Отметим, что в качестве книги Рене Магритт изобразил довольно "бывалый" экземпляр "Повести о приключениях Артура Гордона Пима", автором которой является знаменитый писатель-мистик Эдгар Аллан По - один из любимейших сочинителей не только самого Магритта, но и Эдварда Джеймса.
Парадокс и конфликт картины Магритта построен на том странном, с точки зрения объективной реальности, факте, что в одном и то же зеркале правильно отображается, или репродуцируется книга, которая сама по себе является результатом печатной репродукции, но почему не желает отображаться заказчик картины - аристократ и эксцентрик Эдвард Джеймс.
Причина, почем так происходит, очевидна: Эдвард Джеймс, как человек в высшей степени орингинальный, уникален. Он такой один на целом свете, и "репродуцировать" или "повторить" это английское "чудо" не стоит и пытаться - если даже зеркало не в состоянии сделать это.
Согласитесь, это добавляет образу заказчика той самой мистики, загадочности и сложности, к которой он всегда тяготел. Как вы ни старайтесь раскусить меня - словно говорит нам этот портрет - ничегошеньки у вас не получиться. Для вас, заурядных граждан Земли, я слишком сложен!
Впрочем, зная, как много хорошего сделал Эдвард Джеймс для отдельных представителей сюрреализма и для всего движения в целом, обижаться на него за это слегка английское высокомерие совершенно не хочется.
С нашей точки зрения, он был вполне полезным человеком - и потому по заслугам увековечен в прекрасной картине Рене Магритта, смысл которой может оказаться совсем иным, нежели в нашей версии развития событий.
Пусть каждый, как и хотел того Магритт, определит его сам. Нужно помнить: своей задачей как художника Магритт считал не предложение готовых ответов - но постановку вопросов, вовлекая зрителя в так редко используемый в посведневности мыслительный процесс. За это мы и ценим замечательные картины Рене Магритта.
Выгодное предложение отелей по всему миру:
Статьи по теме:
Write a comment