Церковь Богоматери Ангелов (L'église Notre-Dame-des-Anges de Collioure) расположена в портовом городке Коллиур, во французском департаменте Восточные Пиренеи, рядом с испанской границей.
Именно её живописный силуэт придает бухте Коллиура неповторимый вид, хотя, конечно, поневоле задаешься вопросом: зачем нужно было строить храм там, у самого входа в защищенныую бухту, где куда больше пристало бы расположиться маяку?
И сомнения по этому поводу неслучайны - действительно, колокольня церкви Нотр-Дам-дез-Анж, - не что иное, как старинный маяк, который в свое время указывал на положение порта Коллиур с помощью дыма в светлое время суток, и посредством костра - ночью. Чтобы понять, как получилось, что церковь, возведенная между 1684 и 1691 годами, была, по сути, пристроена к маяку, погрузимся на две минуты в историю.
В 1659 году Коллиур, находившийся до того во владениях Испанской короны, а еще раньше - короны Арагона, перешел под власть Франции. Французы занялись переустройством и реставрацией замка Королей Майорки, расположенного здесь же, и по приказу знаменитого военного инженера и архитектора Вобана старая церковь, находившаяся ранее на возвышении рядом с замком, в 1673 году была снесена - она мешала возведению гласиса (пологой земляной насыпи) замка-крепости.
Каталонцы, насильственно обращенные во французов, негодовали и возмущались. В конце концов консулы Коллиура получил от Вобана разрешение построить новую церковь на рифах, закрывавших вход в бухту.
Король выделил горожанам небольшой участок земли (а точнее, скалы) именно рядом со старым маяком, который городские власти решили не сносить, а использовать в качестве колокольни.
А как же маяк? - спросите вы. Ответ прост: Вобану больше не нужен был порт в Коллиуре: он предпочитал глубоководный залив Порт-Вандр. В результате надобность в маяке в Коллиуре, по сути дела отпала - и сохранилась его постройка лишь по тому, что в спешном порядке была "переквалифицирована" в колокольню.
Первый камень был заложен и освящен 18 июля 1684 года аббатом Сен-Аманд, секретарем епископа Эльнского. Однако строительство началось не сразу. В феврале 1687 г. приступили к подготовке каменных блоков для строительства, а рабоы по возведению храма были начаты 26 апреля 1687 г., с южной стены, обращенной к городу и замку.
Архитектором церкви выступил Пьер Алоу, француз по происхождению, который в то же время строил церковь в Иль-сюр-Тет. Церковь спроектирована по классическому для Руссильона плану, заимствованному у испанских готических церквей: с одним нефом и боковыми часовнями между контрфорсами.
Возведение стен было завершено в 1689 году, а торжественное освящение церкви состоялось 6 апреля 1691 года. Колокольня в которую был преобразован старый маяк, была завершена 12 июня 1693 года. Строительство галереи, примыкающей к храму, было закончено 19 марта 1694 года.
В 1725 году городской совет проголосовал за выделение субсидии в размере 400 франков на строительство довольно забавных общественных туалетов вдоль церкви, которые имеют вид оборонительного укрепления (навесной бойницы) и многими ошибочно воспринимаются в качестве такового.
Лишь 100 лет спустя, примерно в 1809 году, городские власти приняли решение накрыть колокольню куполом, вдохновленным тосканскими образцами. В 1923 г. церковь и колокольня были причислены к историческим монументам Франции.
Запрестольный образ главного алтаря был изготовлен Жозефом Суньером в 1698 году. Жозеф Суньер обучался в мастерской своего отца, Поля Суньера, затем в мастерской Луи Женереса, основанной в Перпиньяне, затем работал в мастерской Франсуа Грау, прежде чем взять на себя управление семейной мастерской около 1690 г. 1 января 1697 г. он получил заказ на алтарь главного алтаря Прадеса, а 6 октября 1698 года он подписал контракт на сооружение главного алтаря церкви Богородицы Ангелов в Коллиуре.
В этом договоре очень точно указаны условия реализации запрестольного образа. Заказ, согласно договору, следовало полностью выполнить в течение четырех лет, считая с 1 октября 1698 года. За счет Мэрии Коллиура Суньеру, его семье и рабочим на весь срок строительства предоставлялось жилье, полностью освобожденное от налогов. Кроме того, он должен получать долю тунца, привезенного с каждого улова.
Цена алтаря была установлена в размере 600 золотых двойников или 3300 фунтов серебра в перпиньянской валюте, подлежащих оплате пятью частями, в зависимости от хода работы. За эту цену Суньер обязался сделать статую Христа для алтаря Пречистой Крови в первый год работы.
Запрестольный образ представляет собой большой трехъярусный триптих, занимающий весь задний хор. В центре — Успение Богородицы, а вверху — Вечный Отец, между Справедливостью и Милосердием.
Основание алтаря было заложено 15 апреля 1699 г., первый ярус — 18 апреля 1700 г. со статуей Богородицы, первым рядом апостолов и двумя резными изображениями, представляющими «Поклонение пастухов» и «Поклонение волхвов».
Второй ярус был заложен 17 декабря 1701 года, с апостолами и картинами. Окончательный платеж за позолоту был внесен только в 1724 г. Запрестольный образ был заново позолочен в 1901 г. мастерами из Риполя.
Джозеф Суньер также изготовил для церкви Коллиура запрестольное распятие Христа, датируемое 1708 годом, и запрестольный образ Святого Причастия, который был закончен в 1700 году, бюсты-реликварии Святого Винсента, Святого Максима и Святого Либерата, выполненные в 1702 году.
Адрес: Place de l'Église
66190 Collioure, Francia
Открыто: с 09-15 до 16-30
Статьи по теме:
Замок королей Майорки в Коллиуре
Замок Бельвер - Пальма де Майорка
Write a comment