Картина "Обнаженная в воде" была написана Сальвадором Дали в 1924-ом году и принадлежит к так называемому "ученическому" периоду творчества художника.
Впрочем, с тем же успехом его можно назвать и "периодом Анны Марии", поскольку в это время единственной моделью Сальвадора была его родная сестра Анна Мария.
Анна Мария, горячо любившая брата и верившая в его талант, была идеальной натурщицей, всегда готовой позировать ровно столько, сколько нужно.
Анна Мария присутствует во множестве работ художника этих лет, и, например, первая персональная выставка Сальвадора Дали в галерее Далмау в Барселоне в 1925-ом - это в то же время и триумф Анны Марии, пристутствующей в половине представленных на выставке работ.
Именно с Анны Марии для Сальвадора началось постижение непостижимого, волнующего и притягательного женского естества, а также и определение собственных приоритетов в отношении женской красоты. Немаловажно, что в это же время 19-летний Дали начал знакомиться с трудами Зигмунда Фрейда - и знакомство это, помимо всего ппрочего, доставило ему чувство огромного облегчения.
Фрейд прямо и спокой заявлял, что все те "ужасные извращения", как называл Дали свои эротические фантазии орального, анального, фаллического и всякого другого толка - суть вовсе не "извращения", а совершенно нормальные и даже неизбежные явления в процессе психической эволюции личности.
Это позволило Сальвадору если не целиком, то в значительной степени избавиться от чувства вины, которое он, по собственным признаниям, постоянно испытывал по поводу своих "фантазий", среди которых, можно не сомневаться, присутствовали и кровосмесительные, связанные с Анной Марией.
Фрейд не только избавил юного Дали от чувства вины, но и раскрепостил его в творчестве - в этом причина и "обожествления Фрейда" художником, и всё большей "эротизации" образа Анны Марии в работах Сальвадора.
Уже тогда намечается повышенный интерес Дали к изображению модели со спины, а точнее, с "пятой тоски" - жеенские ягодицы изначально вызывали наиболее живой интерес художника, а со временем им суждено было и вовсе превратиться в культ.
"Обнаженная в воде" - один из ярких примеров, подтверждающих сказанное выше. В настоящий момент эта картина (50,5 Х 47 см, картон, масло) находится в коллекции Музея Королевы Софии в Мадриде.
Write a comment