Картина "Обнаженная в долине Росес" (50 х 50 см, холст, масло) была написана Сальвадором Дали в 1942 году, в так называемый "американский период" творчества художника - и в настоящий момент находится в частной коллекции.
В 1942 году княгиня Елена Рубинштейн - основательница парфюмерной империи - поручила Дали, которого знала с начала 1930-х годов, украсить столовую в своей 36-комнатной трехкомнатной квартире на Парк-авеню.
К концу года Дали завершил три росписи, изображающие утро, полдень и ночь.
Созданные художником образы свидетельствуют об охватившей его ностальгии, а также, невзирая на всю ту бурную деятельность, котороую развил Дали в США, о некоторой меланхолии, связанной, безусловно, с вынужденной эмиграцией.
Да, деньги Дали зарабатывал в США, однако жить и работал предпочитал в родной Каталонии, и события, Гражданской войны в Испании, а затем и Второй Мировой, вынудившие художника с женой покинуть Старый Свет, Дали, нет никаких сомнений, изрядным образом удручали.
Ступив на американскую землю 16 августа 1940 года. вряд ли Дали преполагал, что сможет вернуться в Испанию лишь в 1948-ом. Андрогинный герой, изображенный Дали на первой панели для Рубинштейн и воспроизведенный, с некоторыми отличиями, в картине "Обнаженная в долине Росес", представляет собой очевидное слияние Тесея, Ясона и, без сомнения, самого Дали. Летящие птицы и облака придают форму его лицу, создавая, в полном соответствии с параноидально-ккритическим методом, один из "двойных образов", к которым Дали особенно тяготел в сюрреалистический период.
"Обнаженная в долине Росес" (Nu dans la plaine de Rosas) написана именно в сочетании с фресками для квартиры Елены Рубинштейн, и являет собой, по сути, вариант третьей фрески с некоторыми элементами, заимствовавнными из первой. В композицию Дали дополнительно ввел Ариадну - лежащую обнаженную фигуру с видом сзади.
Так, как мы знаем, художник предпочитал изображать свою жену Галу, обладавшую в молодые и зрелые годы весьма недурными формами - в особенности, если речь идет о "пятой точке".
Ариадна, расположившись в портике своего жилища, любуется равниной, окружающий прибрежный город Росес в регионе Эмпорда (родные места Дали) - а заодно наблюдает, как образ ее любимого Тесея исчезает, буквально растворяясь в воздухе.
На анаугурации фресок одна из гостей мадам Рубинштейн спросила Дали об их значении. «Все это аллегория жизни», - объяснил Дали. «Расшифровать значение моей работы и найти в ней потаенный смысл должен сам зритель. Если он ничего не нашел - значит, там ничего и нет.»
Отдельно следует отметить ключ в нише - один из излюбленных образов Дали начала 30-хх - то есть, расцвета сюрреалистического периода, а также подвешенное на нити яйцо - образ исключительно христианский, служащий предвестником последующего этапа в творческих свершениях Дали - который, обретя окончательную форму, станет называться "ядерным мистицизмом".
В 2004 году картина "Обнаженная в долине Росес" была продана на аукционе Кристи за 4 млн долларов.
Write a comment