Картина "Старый рыбак" (83 х 62 см; холст, масло) была написана 14-летним подростком Пабло Пикассо в 1895 году и в наши дни находится в коллекции Музея монастыря Монсеррат в Каталонии.
Да, для многих будет откровением узнать, что до того, как стать знаменитым, Пикассо создавал вполне реалистичные работы, абсолютно не выбивающиеся за рамки традиционных представлений о живописи.
В 1895 году семья Пикассо перебралась в Барселону, где отец Пабло получил должность преподавателя рисунка в Школе изящных искусств Ла-Лонха - и вхождение юного Пабло в мир живописи приобрело характер решительный и беспощадный.
Папаша Паблито, профессиональный педагог, сходу определил незаурядность таланта сына и принялся активно натаскивать его в соответствии со своим видением процесса.
В том же 1895 Пабло уже учился в "Ла-Лонхе", где преподавал его отец, а несколько позже явил миру картины "Первое причастие" (1896) и "Наука и милосердие" (1897). И первая, и вторая вещи, написанные под чутким руководством отца, получили определенную известность и были удостоены похвал на локальном уровне, что, в общем, явилось успехом и позволило предположить, что в дальнейшем из Пикассо может получиться хороший "классический" художник, вполне способный заработать своим умением не только на хлеб, но и на кофе с круассанами, большой новый дом, жену из уважаемой барселонской семьи с крупными приданым и т. п.
И первая, и вторая из вышеупомяных картин, без всяких околичностей - ужасны. Если бы Пикассо не был прирожденным бунтарем, отец художник легко загубил бы уникальный талант своего сына окончательно.
Этого, к счастью, не произошло. Пикассо был бунтарем, и Пикассо жил в Барселоне, где обреталось множество прекрасных художников "Монмартрской закалки", включая чудесных Сантьяго Русиньоля и Рамона Касаса. Это, собственно, и спасло Пабло - сделавшись завсегдатаем барселонского кафе-ресторана "Четыре Кота", юноша быстро познал иную живопись, и с заблуждениями академического толка было покончено навсегда.
Примечательно, что картина "Старый рыбак" была написана еще до того, как отец художника взял сына в ежовые рукавицы профессионального образования - и потому получилась несравненно более сильной, чем все те же многострадальные "Первое причастие" и "Наука и милосердие".
"Старый рыбак" - чудесная, пусть и глубоко реалистичная, вещь, которая по тематике своей напоминает замечательную картину Винсента Ван Гога "На пороге вечности". Проживая совсем рядом с рыбацким районом Барселонета, Пикассо активно общался с низами барселонского общества, и многие из представителей барселонских низов становились персонажами картин и рисунков талантливого уроженца Малаги.
Глядя на этого рыбака в продранной рубахе, понимаешь, какая жестокая, бездушная, нелепая, несправедливая и, как ни странно, в то же время прекрасная это штука - жизнь! Рыбак, явно чувствующий себя неловко в качестве модели, сидит, боясь шелохнуться и не дыша - и в то же время, благодаря таланту Пикассо, рассказывает нам всю свою жизнь.
А что эта была за жизнь? Да самая обычная! Бедное детство в рыбацкой семье; школа, которой не было - в бедных семьях не предусмотрена такая роскошь, как протирание штанов за школьной партой. Регулярные выходы в море с отцом с самого нежного возраста, чтобы "богатые" всегда имели что откушать в ресторанах прекрасной Барселоны...
А потом - чудесная юность, девушка, дочь рыбака, живущая через две улицы, брачный период, ухаживания, поножовщина из-за возлюбленной, свадьба, дети, и всю оставшуюся жизнь - тяжелый ежедневный труд. Та самая работа, которая в случае "передозировки" превращает любого из нас в тупую рабскую скотину с окостеневшими чувствами.
А болячек все больше, а недежд все меньше, и ром уже не такой забористый, а при виде виляющих зазывно бедер случайной красотки уже не ёкает тревожно-жарко внутри, и с годами всё меньше понимаешь, зачем живешь, и всё меньше уверен, стоящее ли это занятие....
Надо ли было вкалывать и корячиться всю жизнь, что в возрасте 73 лет сидеть на этом чертовом стуле в продранной рубахе, без гроша в кармане и позировать юноше с диким взглядом за пару рюмок в баре "У Лолы". Стоило ли ради этого жить?
Да, стоило! Потому что рыбак, при всей своей неказистости - человек с несомненным и большим чувством собственного достоинства, и прямая поза его - не только следствие зажатости от непривычного занятия. Это еще и внутренний стержень, не дающий ему опустить плечи и пасть окончательно духом.
Да, жизнь - совсем не праздник в многоцветье воздушных шаров, но были ведь и светлые моменты! И потом, как бы ни было, а я жил так, как учил меня отец: шагал по жизни прямо, не крал, не обманывал, не наживался на горе других... Я просто старался делать свою работу хорошо, а если не нажил "палат каменных" - так тому и быть.
С собой их всё равно не заберешь, зато на Страшном Суде мне не придется особенно краснеть перед Богом. И дети у меня уже большие, и внуки скоро в силу войдут - кто знает, может быть, кому-то из них повезет в жизни больше, чем мне? Конечно же, повезет - если не верить в это, зачем тогда всё?
Видит Бог - всё это и многое другое старый рыбак с картины Пикассо расскажет и вам, когда вы окажетесь перед этой чудесной вещью юного Пабло в музее монастыря Монсеррат в Барселоне. Пикассо был очень одаренным художником - хотя бОльшую часть жизни создавал "высокоантихудожественные" произведения.
Статьи по теме:
Монсеррат - место, где сбываются желания
Монсеррат, Святой Грааль и... Гиммлер
Write a comment