Картина "Старый гитарист" была написана Пикассо в Барселоне в 1903-ем году, сразу после самоубийства близкого друга Пабло - Касагемаса, в котором художник отчасти винил и себя, и потому переживал это трагическое событие особенно тяжело.
В это время Пикассо с пониманием относился к тяжелому положению обездоленных и написал множество полотен, изображающих страдания бедных, больных и изгнанных из общества.
Пикассо и сам, как никто другой, пониамал, что значит быть бедным, и существовать без гроша в кармане, поскольку весь 1902-ой год прошел для художника под знаком постоянной нищеты.
В кармане молодого Пикассо в ту пору редко водились деньги, и потому работы "Голубого периода" художника являются кропотливым и тщательным исследованием низов человеческого общества - к которым, безусловно, принадлежал и слепой гитарист, развлекавший публику игрой на гитаре на улицах Старого города Барселоны - в попытке заработать себе на кусок хлеба.
Интересно, что искаженные пропорции персонажа сразу же, с первого взгляда напоминают о работах великого Эль Греко, который пропорции намеренно не соблюдал, сделав свои работых мгновенно узнаваемыми в том числе и по этой причине.
На фоне абсолютного торжества всех оттенков синего в картинах Пикассо "Голубого периода" особенно выделяется "неестественный" цвет гитары, из которой излвекает звуки слепой гитарист. Гитара, написанная в желтовато-коричневых тонах, являет собой контраст с остальным пространство картины и сразу притягивает внимание к себе.
И в прямом, и в аллегорическом смысле гитара заполняет собой все пространство рядом с одинокой фигурой слепца, который, кажется, во время игры полностью погружается в иную реальность, забывая на хотя бы на время о собственной слепоте и о вопиющей бедности, в которой он вынужден существовать.
В то время, когда Пикассо писал "Слепого гитариста" всю большую популярность приобретала литература движения символистов, в которой часто использовался образ слепых персонажей, обладавших большой силой особенного, "внутреннего" зрения - что, несомненно, повлияло на процесс создания полотна.
Прекрасным дополнением является стихотворение Уоллеса Стивенса «Человек с синей гитарой». Поэт выражает словами мнение Пикассо о том, что искусство - это обман, который помогает нам увидеть правду. Стивенс пишет: «Они сказали:« У тебя синяя гитара, / Ты не играешь о том, что по-настоящему происходит в жизни». / Мужчина ответил: «То, что по-настоящему происходит в жизни / Меняет свой облик благодаря синей гитаре».
«Старый гитарист», вероятно, является самой знаковой картиной "Голубого периода" Пикассо, прожитого, как мы уже отметили, в бедности и эмоциональных потрясениях.
Картина также примечательна призрачным присутствием другого изображения, нарисованного на этом же холсте художником прежде. Техническая экспертиза в сочетании исследованиями искусствоведов и экспертов позволили выявить две более ранние композиции под изображением «Старого гитариста».
Эта информация позволяет нам лучше понять художественный процесс Пикассо. Исследования Института искусств Чикаго и выставка 2001 года в Художественном музее Кливленда пролили свет на эти изображения.
Наиболее очевидные детали включают в себя голову женщины, повернутую влево, вытянутую впрпавуо руку с раскрытой ладонью и голени женщины, по которым можно судить, что Пикассо изобразил её сидящей. вытянутую руку с раскрытой рукой вправо и голени, которые (особенно на рентгеновском снимке) кажутся сидящими.
Весьма вероятно, что Пикассо изначально начал писать портрет женщины, которая, возможно, пребывает в расстроенном или обеспокоенном настроении.
Картина Пикассо "Старый гитарист" в рентгеновском свете
В наши дни картина "Старый гитарист" находится в Институте искусств Чикаго в Мемориальной коллекции Хелен Берч Бартлетт.
Статьи по теме:
Музей Пабло Пикассо в Барселоне
"Авиньонские девицы" Пабло Пикассо - интересные факты
Первое жильё семьи Пикассо в Барселоне
Свяжитесь с нами:
zakharovsergei@mail.ru
Тел, WhatsApp, Viber, Telegram
Write a comment