Павильон Трансатлантической Компании (Compania Trasatlántica) модернистское здание, построенное Антонио Гауди для Всемирной выставки Барселоны в 1888 году. Павильон располагался в Морском секторе Выставки, рядом с маяком, также сооруженным специально для Всемирной Выставки, и, к сожалению, не дожил до наших дней: городские власти решили демонтировать его, причем, что интересно, не сохранилось даже документов, свидетельствующих о том, когда это произошло.
Павильон Трансатлантической Компании - работа, относящаяся к "ориенталистскому" периоду Гауди (1883-1888), когда архитектор создал серию работ с ярко выраженным восточным "ароматом", вдохновляясь архитектурным искусством Ближнего и Дальнего Востока (Индия, Персия, Япония), а также его испанской версией (мудехар и насрид).
Обилие керамики, восточные (митральные) арки, техника мукарабов в модернистском преломлении, навершия в виде куполов, башни, схожие по форме с минаретами - характерные признаки этого периода в творчестве Гауди.
Яркие примеры работ в этом стиле, добравшиеся, к счастью, до наших дней: Вилла Каприччо в Комилльясе и Дом Висенс в Барселоне.
Всемирная выставка 1888 года стала крупнейшим городским и общественным событием, благодаря которому была урбанизирована большая территория, начинавшаяся от Парка Цитадели, где ранее располагалась военная крепость, снесенная за счет города и ставшая собственностью Барселоны в 1869 году, и продолжавшаяся вплоть до Барселонеты.
Кроме того, Барселона обогатилась множеством построек и в других районах города, да и вся инфраструктура каталонской столицы претерпела ряд значительных изменений к лучшему.
Всемирная Выставка проходила с 11 апреля по 9 декабря 1888 г., и посетителями этого действа, подаренного миру 19-ым веком, стали два миллиона человек. После ее закрытия несколько построеннных специально к выставке зданий, к счастью, решено было сохранить: Замок Трех Драконов, Оранжерею и Умбракул, а также Триумфальную арку, служившую входом на выставку, и памятник Колумбу.
Триумфальная арка Барселоны
Сохранились и другие здания, такие как Дворец правосудия, рынок Борн и штаб-квартира почтового отделения. Благодаря Всемирной Выставке в Барселоне впервые поняли, что организация крупных международных мероприятий не только способствует урбанизации города, но также привлекает множество международных посетителей и в целом внимание мирового сообщества.
Кроме того, Выставку можно считать отправной точкой для нового барселонского стиля архитектуры - каталонского модернизма (Moderenismo Catalan), которому суждено было три последующих десятка лет определять "архитектурное лицо города" и обогатить Барселону множеством модернистских шедевров.
Павильон Трансатлантической компании, построенный Гауди, был расположен в Морском секторе, на участке земли недалеко от моря, который был связан с парком Сиудадела недавно построенным Морским мостом, проходившим над железнодорожными путями.
Территория Всемирной Выставки 1888 в Барселоне
Трансатлантическая Компания принадлежала Антонио Лопесу-и-Лопесу, маркизу де Комильясу, кантабрийскому бизнесмену и банкиру, сделавшему состояние на Кубе (главным образом, на работорговле, из-за чего в 2018-ом в Барселоне снесли посвященный лопесу памятник).
Компания занималась морскими перевозками, суда ее ходили в Америку, Африку и на Филлипины, а штаб-квартира находилась в Сантандере - хотя в Барселоне у компании имелось важное представительство. Антонио Лопес был тестем Эусеби Гуэля, покровителя Гауди - чем, собственно, и объясняется тот факт, что заказ на строительтство павильона получил именно Антонио Гауди.
За основу Гауди, не мудрствуя лукаво, взял проект павильона, сооруженный для Морской выставки в Кадисе в 1887-ом году мастером из Мурсии Адольфо Гарсиа Кабесасом. Павильон построенный Кабесасом для Кадиса имел размеры 30 х 14 м и три внутренних помещения, одно центральное, и два боковых, а также башню с куполом, покрытую плиткой в виде рыбьей чешуи из полихромной плитки.
Интерьер был вдохновлен каютами корабля. Многие из этих элементов мы можем наблюдать и на фото павильона Гауди - однако каталонский архитектор не был бы собой. если бы не внес ряд существенный отличий в "прототип".
Гауди спроектировал павильон в стиле Гранады Насридов с подковообразными арками и лепным декором. Он изменил входной портик и добавил четыре башни-минарета. В нем также были установлены деревянные ставни между вымпелами, которые придавали зданию совершенно новый облик. Входной портик был вдохновлен Патио де лос Леонес (Двориком львов) в дворце Альгамбра в Гранаде.
Башни, похожие на минареты, были увенчаны двойным карнизом из модильонов и зубцов. Кроме того, Гауди добавил серию мачт с вымпелами и решетчатые ставни, подобные тем, которые он создал для входных павильонов усвдьбы Гуэля и Дома Висенс.
Павильон просуществовал какое-то время, а затем, увы, был снесен - причем, как мы сказали, не сохранилось даже точной даты этого варварского, с сегодняшней точки зрения, акта. По одной из версий, его могли разобрать сразу после окончания выставки; по другой версии, он исчез в 1920-х годах из-за строительства больницы дель Мар; по третьей версии, его снесли в 1960 году в связи с открытием Пасео Маритимо в Барселонете.
Это далеко не единственный заказ, выполненный Гауди для Всемирной ввыставки. Городской совет Барселоны также поручил архитектору реставрацию Зала Ста и парадной лестницы в здании Мэрии.
Кроме того, молодому специалисту было поручено изготовить персональное кресло для королевы-регентши Марии-Кристины - самой почетной гостьи Выставки. Из проекта было выполнено только кресло, которое мэр Барселоны Франсиско де Паула Риус-и-Таулет, льстиво улыбаясь и бесконечно кланяясь, поднес в дар королеве.
Статьи по теме:
Как купить билеты в Саграда Фамилия
Интересные факты о Саграда Фамилия
Свяжитесь с нами:
zakharovsergei@mail.ru
Тел, WhatsApp, Viber, Telegram
Write a comment