Дворец Каталонской музыки в Барселоне - один из самых ярких шедевров барселонской архитектуры в стиле модерн. Наряду с еще одной работой архитектора Луиса Думенек-и-Мунтанера, Дворец Каталонской музыки (Palau de la Musica Catalana) влючен в список объектов ЮНЕСКО и сегодня является не только всемирно известным концертным залом, но и одним из самых посещаемых музеев Барселоны.
Это популярность вполне заслуженна - но давайте же побеседуем о самом Дворце и истории его создания.
Дворец Каталонской музыки возник в рамках движения за культурное возрождение Каталонии, известное, как "Каталонский Ренессанс". Немного предыстории.
В конце 19-го столетия главным (и единственным) центром музыкальной жизни Барселоны был знаменитый оперный театр "Лисеу" - на момент постройки вмещавший 4000 человек и, следовательно, крупнейший в Европе.
Если ты был завсегдатаем "Лисеу" - значит, ты принадлежал к сливкам барселонского общества. Музыка - удел и наслаждение богатых: именно такую идею самим своим существованием воплощал "Лисеу".
Расположенный на знаменитом бульваре Лас Рамблас, "Лисеу" быстро стал пристанищем и штаб-квартирой верхушки барселонского общества: биржевых дельцов, текстильных магнатов, разбогатевших в годы строительного бума застройщиков, "индианос", сколотивших огромные состояния в испанских колониях (в том числе и на работорговле) и по возращении решивших обратиться в респектабельных и почтенных горожан - одним словом, всей "музыкой" в Лисеу заправлял консервативно настроенный капитал.
Именно они, эти малочисленные "сливки" влияли на формирование репертуара, сплошь состоявшего из произведений итальянских композиторов - о какой-либо местной, каталонской музыке, равно как о приобщении к музыкальной культуре широких народных масс речи, естественно, идти не могло.
Такая концепция не могла не придти в противоречие с основными идеями "Каталонского Возрождения", носителями которых являлись либералы каталонистского толка. Такая идея в корне противоречила заветам Жозепа Ансельма Клаве - одного из столпов каталонизма, музыканта и создателя народных каталонских хоров.
"Музыку - в массы! И музыку не какую-нибудь - а каталонскую!" - так вкратце можно обозначить программу хорового общества "Каталонский Офей" (Orfeo Catala), основанного в 1891 году двумя молодыми барселонскими музыкантами: - Луисом Миллетом и Амадеу Вивесом. Основной задачей "Каталонского Орфея" изначально было возрождение каталонской народной музыкальной (в частности хоровой) культуры - и, надо сказать, общество в ней преуспело.
Только за первых 4 года существования по инициативе и при участии "Каталонского Орфея" было основано почти полторы сотни хоровых обществ в разных городах и весях Каталонии. Популярность "Каталонского Орфея" росла. Увеличилось количество участников хора, помимо мужской, были добавлены еще женская и детская секции - так называемый принцип "семьи" и преемственности поколений.
Менялся репертуар. Помимо народной музыки, в него все шире вводились произведения прогрессивных каталонских молодых композиторов, а также шедевры мировой классики - хоралы и симфонии Бетховена, Баха, Генделя, Берлиоза, Гайдна, особенно полюбившегося барселонцам Вагнера...
У коллектива появилось немалое количество поклонников и, что, пожалуй, еще важнее - спонсоров. Понятно, что снабжали деньгами "Каталонский Орфей" вовсе не рабочие и крестьяне, у которых этих денег попросту не было. Роль меценатов взяли на себя все те же барселонские богачи, но с ярко выраженным каталонским националистическим уклоном.
Луис Миллет и Амадеу Вивес, отцы-основатели "Орфея", всегда мечтали о собственном здании для общества, и в начале нового, 20-го столетия, эта мечта оказалась, наконец, близка к осуществлению.
Президентом "Каталонского Орфея" в то время был Жоаким Кабот - представитель династии ювелиров, владевший солидной фирмой в Барселоне - при всем при том ярый энтузиаст великой каталонской идеи.
Именно Кабот дал старт сбору средств на музыкальную резиденцию "Орфея", положив в кассу собственный чек на 170 000 песет и организовав кредит еще на 600 000 - примерно в такую сумму оценивалась стоимость проекта.
23 апреля (аккурат в день Святого Георгия, покровителя Каталонии, 1905 г торжестенно был заложен первый камень будущего знаменитого Дворца Каталонской мзузыки.
Что касается архитектора - выбор был предопределен. Великого, страшного, одержимого и непредсказуемого Антонио Гауди приглашать даже и не пытались.
А кто из архитекторов Барселоны мог составить ему конкуренцию? Конечно же, Луис Доменек-и-Мунтанер - мастер, по степени таланта исключительный. Ему бы, на мой взгляд, поменьше респектабельности, логики, здравого смысла, да побольше мистической одержимости, свойственной тому же Гауди - и еще один гений барселонской архитектуры вошел бы в века.
Впрочем, Мунтанер и так в них вошел. Напомню, что две работы Луиса Доменек-и-Монтанера - Дворец Музыки и Госпиталь Святого Креста и Павла включены ныне в список Всемирного Наследия Юнеско.
Вообще-то, "логика и здравый смысл", упомянутые мною выше, должны воспримниматься только в контексте барселонского модерна, который как раз славился своим великолепным сумасшествием. Всякий турист, воспитанный на образцах классической архитектуры, при виде Дворца Каталонской Музыки вздрогнет, а то и упадет в обморок - настолько здание не вписывается ни в какие, даже самые широкие, рамки.
Не будем забывать, что дворец строился убежденным каталонцем и каталонистом - и на деньги таких одержимых национальной идеей каталонцев. Поэтому он просто обязан был вобрать в себя все лучшее, созданное трудолюбивой, талантливой и мастеровитой каталонской нацией.
И, поверьте - он все это вобрал. Получилась своеобразная выставка каталонских искусств и ремесел. Мозаика, скульптура, резьба по камню, работа с деревом, художественная ковка и литье, изумительного качества витражи - все это, объединенное национальной идеологией, вы обнаружите здесь с избытком.
Великолепная мозаика Луиса Бру украшает фронтон фасада. В центре изображения, восседающая по-королевски на троне на фоне каталонского флага, со знаменем "Орфея" и прялкой - Балангера, героиня одноименного стихотворения каталонского поэта Жоана Альковера, положенного на музыку каталонским же музыкантом Амадеу Вивесом.
Вокруг и ниже нее - собственно члены хорового общества "Орфей", распевающие псалмы и гимны на фоне скал Монсеррат - еще одного символа каталонской нации.
Ниже, символизируя неразрывную связь с мировой музыкальной культурой, представлены бюсты Палестрины, Баха, Бетховена и, конечно же, очень близкого каталонцам по духу Вагнера - работа выдающегося скульптора-модерниста Эусеби Арнау.
По настоящему впечатляет выступающая из угла здания, пободно бушприту корабля, монументальная скульптурная группа "Каталонская народная песня".
Все классы, сословия и возрастные группы каталонской нации; закованный в латы серьезный воин с мечом и стягом - понятно, что это Святой Георгий - и, наконец, в легких развевающихся одеждах, порожденная каталонским гением, она - народная песня Каталонии.
Работа скульптора Мигеля Блай замечательна и лишена всех издержек часто впадавшего в пошлость модернизма.
О "пошлости" я упомянул не случайно: далеко не всем понравятся чересчур уж богато изукрашенные рельефной керамикой цвета охры и аквамарина пологие арки вестибюля - но это, пожалуй, единственный такого рода момент.
Остальное сумбурно, талантливо, величественно и безупречно.
Двойная лестница, богато изукрашенная каменной резьбой, ведет наверх, где распположен концертный зал.
Поскольку места для постройки критически не хватало, архитектор решил разместить служебные помещения на нижнем этаже, а концертный зал подвесить над ними, как "огромный мыльный пузырь в коробке", по меткому выражению Роберта Хьюза.
Перед тем, как попасть в концертный зал, вы оказываетесь в небольшом, несколько мрачноватом "предбаннике": зале Луиса Миллета. Именно эта, намеренная, как мне кажется, только усиливает мощный театральный эффект от входа в сам концертный зал.
Зал Дворца Каталонской Музыки, без преувеличения, потрясающ. Возродив традиции готической каркасной системы и трансформировав их применительно к 20-му веку, Мунтанер выполнил каркас концертного зала из стали. А вот стены - это сотни и сотни квадратных метров витражного стекла.
"Бог есть свет" - вспомним постулат настоятеля Сен-Дени аббата Сюжера, из которого вышла вся готическая архитектура.
Особенно поражает огромное витражное перекрытие потолка и его центральная часть, напоминающая перевернутый колокол - огромная люстра-плафон.
Вся эта красота выполнялась в мастерских "Антони Ригальт и Бланш" - а там, поверьте, умели работать с витражами.
Неспроста Антонио Гауди на протяжении своей карьеры постоянно сотрудничал с той же мастерской.
Цвет витражей, насыщенно-ярко-золотой в центральной части, по мере удаления от центра приобретает более мягкие, с оттенками голубого и белого - сейчас мастеров, способных выполнить такой шедевр, просто-напросто не осталось.
Именно благодаря этому витражному изобилию, концертный зал Дворца Каталонской Музыки является единственным в Европе помещением такеого рода с полностью естественным освещением.
Впрочем, и помимо витражей, концертный зал буквально насыщен декором - деталей, потрясающих разнообразием и мастерством исполнения, столько, что до конца представления можно вертеть восхищенно головой, пытаясь разглядеть их, как следует.
Невзирая на все сложности - не хватало денег. изначально заложенная в проект смета в итоге была превышена почти вдвое, и это при том, что Луис Доменек-и-Мунтанер снизил, ради общего дела, свой гонорар на 20% - 9 февраля 1908 г Дворец Каталонской Музыки был торжественно открыт.
В присутствии почти всех каталонских политиков, магнатов, биржевых воротил, средней руки бизнесменов, творческой интеллигенции и огромной толпы людей попроще Архиепископ Барселонский торжественно благословил здание - и славная история Дворца Каталонской Музыки началась.
История действительно славная. Здесь солировали такие певцы и музыканты, как Пау Касальс, Хосе Карерас, Монтсеррат Кабалье, Артур Рубинштейн, Мстислав Ростропович, Владимир Ашкенази, Виктория де лос Анжелес, Святослав Рихтер, Рихард Стравинский, Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев, Дюк Эллингтон, Шинед Оконнор - этот список можно продолжать бесконечно, и из года в год он пополняется новыми и новыми именами...
У самого здания непростая судьба, полная взлетов и падений. Расхваленный и превознесенный до небес публикой и критиками (ни одно из зданий в Барселоне не встречало столь теплого приема ранее), вскоре Дворец незаслуженно и так же горячо был предан анафеме.
То, что ранее возвышенно называли материализованной каталонской идеей, антологий каталонского искусства и ремесла, быстро переквалифицировали и презрительно стали именовать "складом каталонского барахла".
Что же, меняются времена, меняются вкусы, меняются люди...
Модерн сходил на нет, и это забвение понятно. Именно Дворец Каталонской Музыки Мунтанера и Дом Мила Гауди считаются последними яркими произведениями в стиле "каталонского модернизма" - не за горами были иные времена, и вскоре так строить совсем перестали.
Однако время все расставило на свои места. Кому не известно, что искусство, как и мода, развивается по спирали?
Снова модерн был в моде, здание замечательно отреставрировали и расширили, в 1997 г включили в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО - что, на мой взгляд, более, чем справедливо.
Единственный минус, не дающий Дворцу стать объектом окончательного массового паломничества восхищенных туристов (их, конечно же, много, но могло бы быть еще больше) - это его не самое удачное расположение.
Дворец - сверкающий бриллиант - упрятан в тесную коробку вплотную подтсупивших к нему зданий старого города, и разыскать его не так-то просто. Но можно! Все-таки в 21-м веке живем, как-никак.
Адрес: C/ Palau de la Música, 4-6, 08003 Barcelona.
Официальный сайт: https://www.palaumusica.cat/ca
Посещение Дворца Каталонской Музыки возможно в ходе следующих экскурсий от "Барселона-Экскурс":
1) пешеходная экскурсия по историческому центру Барселоны
2) автомобильная обзорная экскурсия "Барселона от А и до Я"
3) пешеходная экскурсия "Парк Цитадель и район Борн"
Статьи по теме: