Картина "Параноидальное лицо" была написана Сальвадором Дали в 1935-ом - году, когда слова "паранойя" или "параноидальный" встречаются в названиях его картин особенно часто.
Это не случайно: в 1935-ом было опубликовано наделавшее много шума в мире авангардного искусства эссе Сальвадора Дали под названием "Завоевание иррационального", где впервые четко изложил свои взгляды на искусство и свой собственный путь в живописи, который отныне, как заявил Дали, будет направляться исключительно "параноидально-критическим методом", который сам же Дали и изобрел.
Приведем цитату из этого труда Сальвадора Дали: "Мои амбиции в живописи - отражать образы конкретной иррациональности посредством чрезвычайной точности образов, которые в конкретный момент нельзя ни объяснить, ни уложить в рамки конкретных логических систем или рационального подхода".
Сам метод, или "параноидально-критическую деятельность", Дали описывал как спонтанный метод иррационального познания, основанный на интерпретационно-критической ассоциации бредовых феноменов.
Само присутствие слова "паранойя" - кстати, далеко не случайно. В грубом приближении паранойю можно определить как систематизированный бред, живущий по законам логики. Точно так же и Дали дает понять, что спонтанные галлюцинаторные (бредовые) образы дожны быть систематизированы, критически пересосмыслены, а затем перенесены на холст с высочайшей детализацией и точностью.
Именно эта детализация, свойственная работам Дали-сюрреалиста (да и не только сюрреалиста) и порождает удивительный эффект его полотен: когда мы видим вперемешку, в тесном соседстве, реальные и воображаемые образы, выписанные с величайшей, фотографической точностью, мирно уживающиеся в рамках одного полотна - те самые цветные фотографии подсознания, о которых говорил Дали - ощущение "сюрреальности", что называется, зашкаливает!
Кстати, история картины "Параноидальное лицо" началась именно с фотографии безвестного африканского селения, которую Дали увидел под "неправильным" углом повернутой на 90 градусов - и тут же его замысловатый мозг, способный порождать самые неождианные ассоциации, воспринял ее как лицо Пабло Пикассо! Вот так, мгновенно и влёт - Пикассо!
Потом, правда, Дали пригляделся внимательней, развернул фотографию под првильным углом и увидел изображение в своем истинном, так сказать, обличье.
Однако, как говорится, "дело было сделано" - свеженький, самый что ни на есть спонтанный двойной образ (основвной технический прием параноидально-критического метода) благополучно появился на свет - и работа закипела!
Хижина и живописно расположившиеся вокруг нее африкансие селяне действительно под умелой рукой, а точнее, кистью Дали превратились в лицо, расположенное горизонтально. Чтобы увидеть это лицо еще отчетливей, нужно (мысленно, разумеется) развернуть картину на 90 градусов - то есть, проделать действие, прямо противоположное тому, с которого все начиналось!
Интересно, что когда Дали показал эту же фотографию Андре Бретону, тот сразу увидел в ней Маркиза де Сада, который занимал тогда его мысли: из чего Дали сделал совершенно справедливый вывод: каждый видит не то, что есть на самом деле - а то, что хочет увидеть.
Статьи по теме:
Преждевременное окостенение станции (1931)
Сикстинская Мадонна (Ухо с Мадонной)
Свяжитесь с нами:
zakharovsergei@mail.ru
Тел, WhatsApp, Viber, Telegram
Write a comment