Картина "Паранойя" была написана Сальвадором Дали в 1935-ом году и может считаться вещью абсолютно "программной" для того периода - художник только что выпустил в свет эссе под названием "Завоевание иррационального".
В эссе Дали впервые обнародовал основные положения собственного, "параноидально-критического" метода, с помощью которого намеревался раздвинуть границы старого доброго сюрреализма до невиданных пределов.
Вот цитата из этого труда Сальвадора Дали: "Мои амбиции в живописи - отражать образы конкретной иррациональности посредством чрезвычайной точности образов, которые в конкретный момент нельзя ни объяснить, ни уложить в рамки конкретных логических систем или рационального подхода".
"Параноидально-критическую деятельность", Дали описывал как "спонтанный метод иррационального познания, основанный на интерпретационно-критической ассоциации бредовых феноменов".
Присутствие слова "паранойя" - и в названии картин, и в определении самого метода - далеко не случайно. Паранойю можно определить как систематизированный бред, подчиняющийся стройным законам логики. Параноики, в отличие от шизофреников, прекрасно интегрируются в обычную жизнь, потому что они "бредят логично".
А наша жизнь, которая чаще всего напоминает сплошной бред, иногда всё же отличается проблесками здравой мысли. Точно так же и Дали дает понять, что спонтанные галлюцинаторные (бредовые) образы дожны быть систематизированы, критически пересосмыслены, а затем перенесены на холст с высочайшей детализацией и точностью.
Одним из основных технических приемов "параноидально-критического метода" в интепретации Дали (а другой интерпретации и не было, поскольку "методом" владел только он) являлся так называемый двойной образ - изображение, содержащее в себе два совершенно различных образа, вписанных один в другой так, что, в зависимости от совокупности определяющих восприятие факторов, мы видим то один, то другой из них.
Картина "Паранойя" выполнена именно по этому принципу. Первоначально мы видим женский бюст, лишенный головы. Присмотревшись к пейзажу, можем разглядеть над бюстом три фигуры, стоящие к нам спиной. Одна из них указывает вдаль, где у гор на заднем плане картины всадники участвуют в состязании или битве.
Однако, стоит лишь чуть-чуть зафиксировать взгляд на изображении в целом - происходит "чудо" - все вышеописанные персонажи картины вдруг складываются в цельное изображение головы - той самой, которой недоставало бюсту! Теперь мы "поймали" изображение и уже не сможем "потерять" его никогда.
Статьи по теме:
Длительность базовой экскурсии в театр-музей Сальвадора Дали - 7 часов.
Стоимость: 1-3 человека - 330 €, 4-5 человек - 350 €, 6 человек - 390 €. Заказать экскурсиюПримечание: цена входных билетов (стоимость билета - 14 €) не включена в стоимость экскурсиии.
Помимо базового, мы предлагаем также следующие варианты экскурсий, включающие объекты Сальвадора Дали:
Театр-музей Сальвадора Дали+замок Гала в Пуболе
Театр-музей Дали в Фигерасе+дом Дали в Порт-Льигат
Кадакес, мыс Креус и дом Дали в Порт-Льигате
Треугольник Дали (дом Дали в Порт-Льигате+театр-музей Дали в Фигерасе+замок Гала в Пуболе)
Театр-музей Дали+Каталонская Венеция - Эмпуриабрава
Write a comment