Параноидальный астральный образ - Сальвадор Дали (1934)

Параноидальный астральный образ - Сальвадор Дали

Картина "Параноидальный астральный образ", написанная Сальвадором Дали в 1934-ом году - одна из тех вещей художника, которые более всего поражают, когда видишь их в оригинале.

 

У нас с Татьяной такая возможность выдалась в 2018-ом, во время большой выставки "Гала-Дали" в Барселоне, и "Параноидально-астральный образ" - как и многие другие вещи Дали, увиденные нами "вживую" в первый раз -  действительно ввел нас в самый настоящий "астрал". 

Во-первых, снова нас ждал сюрприз в духе  Сальвадора Дали: тщательно прописанная вещь, наводившая на предположения о достаточно крупных размерах (изучая репродукции, я, например, редко обращаю внимание на размеры), на деле оказалась почти миниаютюрой: 15 Х 20 см; доска, масло.  

Мы безумно  жалели, что не захватили с собой лупу, как делаем это на экскурсиях в музей Дали - поскольку с талантами Дали-миниатюриста мы хорошо знакомы по Театру-музею в Фигерасе и понимаем, что художник запросто мог написать что-то так мелко, что невооруженным глазом и не разглядишь. 

Во-вторых, как я неоднократно уже рассказывал, эта детальность и фотографичность применительно к изображению того, чего не существует в материальной действительности, придает фантазии художника пугающую сверхубедительность и заставляет вас полностью поверить в то, что вы видите в пространстве картины. 

Разум твердит "нет", но зрение напрочь опровергает голос разума, и в итоге вы начинаете верить в изораженное на картине куда больше, нежели в окружающую реальность. Дали, надо признать, в своем высококлассном обмане чрезывычайно убедителен.  

В особенности безотказно эта убедительность работает, когда узнаешь вполне реальные объекты, послужившие прототипами при написании этого тщательно выполненной вещицы.  

Говоря это, я имею в виду прежде всего лодку, расположенную посреди суши. Всякий, кто бывал в Доме-музее Дали в Порт-Льигате, знает, что точно такая же лодка, давно и прочно"живущая" на суше, стоит прямо перед крыльцом дома Дали - та самая, из центра которой растет кипарис. 

Кстати, слово "астральный" в названии картины совсем не случайно. Во-первых, потому, что астрал ("тонкий мир", или первый метафизический план после физического, который, тем не менее, плотнее, чем ментальный план) может быть посещен осознанно и целенаправленно людьми, имеющими дар, посредством мантр, медитаций, и т.д - точно так же, как сам Дали, в соответствии с параноидально-критическим методом, сознательно вводил себя в особе галлюцинаторное состояние, откуда и черпал образы для своих работ. 

В то же время "астрал", по верованиям, например, индуизма, означает место, куда переселяются души умерших. Это "имеет значение", поскольку внешне "безобидная" картина Дали населена именно "мертвецами", теми, кого больше нет  - в прямом или переносном смысле. 

Судите сами: себя Дали изображает в привычном нам по другим картинам этого периода матросском костюмчике, в лодке, которая никуда и никогда не поплывет, рядом с женщиной, которой, безусловно, является его умершая мать. 

Мать Сальвадора, донья Фелиппа, умерла от рака молочной железы 6 февраля 1921 года, когда Дали не исполнилось и шестнадцати. Сам маленький Сальвадор - чистый и наивный ребенок, взирающий широко раскрытыми глазами на мир - тоже давно и благополучно почил. Он остался там, в бесконечно далеком и, увы,  окончательно безвозвратном детстве, когда все мы были бессмертны и верили в Деда Мороза. 

Ангельски безгрешный крошка в матросском костюмчике навсегда остался там, в счастливо-оберегающем "чреве детства", и судя по тому, как часто возвращался художник к своему детскому образу в разные годы - там ему, очевидно, нравилось гораздо больше, чем где-либо еще.  

Знаю, что выражение "чрево детства" (изобретенное мною только что) кому-то покажется странным - но постараюсь объяснить его право на существование. Тот факт, что нас извлекли из оберегающего материнского чрева, вовсе не означает, что мы родились. 

Просто одно чрево заменяется на другое, более обширное - чрево оберегающего внешнего мира. Вспомните, так и есть: маленького человечка  принято всячески оберегать и любить, создавая ему существование, ничем, по сути, не отличимое от славного бытия в материнском лоне. 

Правда, любовь  внешнего мира не бесконечна. Однажды мир перестает быть таким, и ребенок впервые испытывает боль - в результате чего и происходит настоящее рождение. Только оказавшись противопоставленным внешнему миру и испытав боль, начинаешь осознаввать себя отдельной человеческой единицей. 

Это, кстати, ничуть не противоречит библейской традиции, согласно которой - все мы грешники, изгнанные из Эдема, и земная жизнь наша, изначально отмеченная знаком греха должна в наказание быть ничем иным, как болью.  Так, если разобраться, и есть - но вернемся к "Медиумически-астральному образу", чтобы продолжить подсчет мертвых душ. 

Образ нарядно одетой девушки позади лодки часто появляется в картинах Дали 30-хх г.г. - это его двоюродная тетка Каролинета, которая жила в Барселоне и умерла совсем молодой, в возрасте 19 лет, что стало настоящей трагедией для всего семейства, включая и маленького Сальвадора. 

Каролинета часто вспоминалась Сальвадору как первая женщина, заставившая его осознать, что все человечество делится на женщин и мужчин, которым самим Всевышним предназначено испытывать физическое влечение друг к другу. 

По всей видимости, и воспоминания Дали это подтверждают, его первые эротические воспоминания были связаны именно с тётей Каролинетой - потому, может быть, она и является частым персонажем его картин 30-хх. Дали, завзятый Фрейдист, всегда был "певцом эротики", и среди его картин немного сыщется таких, где в той или иной форме не присутствовал бы эротический подтекст. 

Параноидальный астральный образ - Сальвадор Дали

И, наконец, в левой части картины мы видим отца Дали, который, как мы знаем вычеркнул сына их жизни после того, как Сальвадор, не вняв ультимативному запрету родителя, связал свою жизнь с Галой. 

После этого, как известно, реакция отца была скорой и беспощадной: Дали был изгнан из дома, лишен наследства и объявлен изгоем. Условием возвращения в лоно семьи был разрыв с Галой, чего Сальвадор, настоящий сын своего упрямого отца, делать не собирался. В итоге конфликт между сыном и отцом растянулся на двадцать лет, вплоть до смерти последнего, и так никогда и не был преодолен. 

Примечательно, что отец художника, единственный из всех персонажей (не считая самого Дали в образе ребенка), жив на момент написания картины.  Он существует не только в астральном, но и в физическом плане, пусть и вне пределов бытия самого Дали... Это отличие подчеркивает и визуализированный образ мысли, подобно тонкой ткани или струйке дыма, истекающий из его головы. 

Иными словами, художник помещает отца в "астрал", но не исключает возможности его возвращения в мир реальный (разумеется, речь идет о персональном мире Дали). Это может означать лишь одно: когда голос крови побеждал чувство ненависти и мести, Дали задумывался о возможном примирении с отцом. 

В 1935-ом году между двумя упрямыми, как каталонские ослики, Сальвадорами Дали (отцом и сыном) была действительно предпринята попытка примирения, закончившаяся, впрочем, неудачей. 

НАШ ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ТЕАТРУ-МУЗЕЮ ДАЛИ

Путеводитель по Театру-музею Сальвадора Дали

Write a comment

Comments: 0