В 1899 г. Эусеби Гуэль приобрел участок земли площадью в 15 Га в экологически чистом районе Барселоны Салют, на расстоянии 3-х км от центра города.
Место, говоря откровенно, не самое удобное для жизни: весьма неровный ландшафт (угол наклона некоторых улиц и сейчас составляет здесь 45 градусов), отсутствие сколько-нибудь приемлемой инфраструктуры, удаленность от центра - но как раз это и надо было Гуэлю.
Дело в том, что граф Гуэль, человек разносторонне образованный, подолгу живал в Лондоне, восхищался садово-парковыми комплексами этого города, был хорошо знаком с "Утопией" сэра Томаса Мора, да и вообще - являлся человеком весьма просвещенных взглядов.
Все эти факторы и послужили причиной завладевшей Гуэлем идеи - вдали от городского шума и суеты создать идеальное поселение, город-сад, комунну для богатых людей - то есть, место для здорового и гармоничного существования в ладу с природой и собой. Реализовать эту идею призван был "личный архитектор" Гуэля, гениальный каталонский зодчий Антонио Гауди.
Гауди с возложенной на него задачей справился блестяще. Под его руководством за 14 лет был выполнен гигантский объем работ, территория преобразилась до неузнаваемости, однако, забегая вперед, скажем - проект этот, пожалуй, впервые в карьере Гуэля, потерпел сокрушительное фиаско.
Предполагалось, что вся территория, не отданная под общественные зоны, будет поделена на 60 одинаковых, треугольной формы участков, которые мигом раскупят барселонские промышленники и коммерсанты и закажут на них строительство вилл - однако этого не произошло.
Современники не оценили передовых идей тандема Гуди-Гуэль - вот почему, вскоре после смерти графа в 1918, дети Гуэля продали Парк муниципалитету, и Барселона, таким образом, обзавелась удивительным шедевром Гауди, посетить который приходят сейчас до 8 миллионов человек в год.
И это не случайно: из всех работ Гауди парк Гуэль - пожалуй, самая яркая, самая сказочная, сплошь состоящая из тайн, иносказаний и загадок.
"Все мы родом из детства" - правильно заметил кто-то, и, может быть, именно в этом кроется причина немеркнущей популярности парка.
Удивительно, что такой серьезный, всецело преданный работе, фанатически религиозный человек, как Гауди, в случае с парком Гуэль предстает как эзотерик и мистик.
Да и как может быть иначе, если место, где строился, парк, называлось до того "Mont Pelada" (Лысая Гора)? Где и водиться-то всякой мистике и чертовщине, как не здесь? Намеки и тайные знаки, допускающие самые разные толкования, здесь повсюду - нужно лишь уметь видеть.
Взять хотя бы красно-белый гребень стилизованной крепостной стены, которая протянулась на 220 метров вдоль улицы Олот.
Со стеной-то как раз все понятно: вспомним слова Гуэля: "Оставим внизу долину греха, отгородимся от нее крепостной стеной, а сами посселимся на этих холмах и заживем здесь в единстве и гармонии..."
Но почему гребень стены - красно-белый? Уж не потому ли, что именно так выглядели паруса кораблей финикийцев, прекрасных мореплавателей и торговцев? А ведь Парк однозначно задумывался Гауди и Гуэлем как совершенно отдельное образование, остров (снова вспоминается Томас Мор и его "Утопия") или корабль!
А входные павильоны, которые при одном взгляде на них так и хочется съесть? Чем не пряничные домики, облитые сверху сахарной глазурью? И снова - сказка, снова - ведьма! Злая колдунья из сказки братьев Гримм "Гензель и Гретель".
Именно это произведение, в виде оперы представлявшееся в 1901-м году в знаменитом барселонском театре "Лисеу", и натолкнуло Гауди на идею "пряничных домиков".
Но и это еще не всё! Присмотритесь внимательно к грибам, венчающим крыши входных павильонов.
Грибы-то не простые, а те самые вида "amanita muscaria", которые, как известно, обладают галлюциногенным эффектом.
Именно эти грибы в различных странах и в разные периоды истории человечества использовались колдунами, знахарями, шаманами для введения своих подопечных в транс или в состояние эйфории, в котором можно было видеть весьма необычные сны и совершать невероятные "путешествия".
Именно эти грибы, если уж зашла о том речь, был особенно популярны в среде интеллектуалов и творческих личностей 19-го столетия - таких, как Бодлер, Гюго, Верлен, Ницше, Йетс, Бальзак - и служили для них источником вдохновения.
И снова - магия, грезы, мистика и загадка, которыми весь парк просто переполнен!
А знаменитая саламандра Гауди - один из фонтанов, расположенных в центре главной лестницы парка? Всякий порядочный алхимик скажет вам, что саламандра - символ одного из первоэлементов - огня.
Считалось, что благодаря необыкновенному холоду тела, она способна находиться в огне, не сгорая, а также тушить любое пламя. Впрочем, учитывая, что счастливые студенческие годы Эусеби Гуэль провел в Ниме, а в гербе этого города присутствует изображение родственика саламандры - крокодила, не исключено, что символика связана именно с этим остоятельством.
Тем более, что на том же гербе есть и пальма - и пожалуйста, совсем рядом с саламандрой в парке Гуэль найдем и пальму!
А если принять во внимание, что чуть выше находится зал Ста Колонн, символизирующий храм Аполлона в Дельфах, почему бы не допустить, что зверь Гауди - тот самый дракон Пифон, охранявший вход в прорицалище?
В общем, снова загадка и снова множество толкований, что свойственно всякому истинному произведению искусства.
Загадки загадками, и рассказывать о них можно до бесконечности, но, думается, причина необыкновенной популярности парк Гуэль не в этом. Все проще - парк удивительно, сказочно, необыкновенно КРАСИВ!
Это и гипостильный зал с волнообразной поверхностью потолка и прекрасными керамическими медальонами, каждый из которых уникален, и расположенная над залом центральная площадь парка, изюминкой которой является облицованная мозаикой "тренкадис" извилистая скамья, включенная в свое время в книгу рекордов Гиннеса, как самая длинная скамейка в мире, и до сих пор считающаяся самым длинным произведением абстрактного искусства.
Кстати, с центральной площади открывается прекрасный вид на Барселону - неспроста Гауди сравнивал ее с палубой корабля, а скамейка как вы сами сможете убедиться, неспроста называется еще и эргономичной - более удобного места для сидения нам встречать еще не доводилось!
А удивительные виадуки с наклонными галереями и колоннаями, выстроенные из "дикого камня" (так называл его Гауди) и попирающие, казалось бы, все каноны классической архитектуры?
А знаменитая Голгофа, или "Площадка Трех Крестов" - высшая точка парка? Или дом, в котором Антонио Гауди прожил 19 лет, перед тем, как окончательно перебраться на
стройплощадку Храма Святого Семейства?
Вообще же, рассказывать о парке Гуэль - все равно что расписывать божественный вкус маракуйи человеку, который никогда ее не пробовал. Чтобы понять - надо попробовать. Приезжайте - будем пробовать вместе!
Статьи по теме:
Олимпийский символ во дворце Гуэля?
Саграда Фамилия в Барселоне - история одной стройки