Не так уж много туристов бывает в верхней зоне Барселоны, предназначенной исключительно для местных жителей, причем - определенного статуса. Да, об этом мы не раз уже упоминали: верхняя Барселона - оазис благополучия и процветания, в противовес пролетарско-живописным района Старого города. Да, Старый город Барселоны симпатичен мне куда больше - должно быть, потому, что я там работаю:). А вот жить я предпочел бы именно в Барселоне верхней - жаль только, что меня туда не берут:). Такой концентрации достопримечательностей, как внизу, здесь, конечно же, не сыщешь, однако весь район в целом - сплошное заглядение.
И если вам все же доведется там оказатьтся, рекомендую обязательно полюбоваться замечательным монументом, посвященным Пау Казальсу - выдающемуся каталонскому виолончелисту.
Расположен памятник на проспекте Пау Казальса, перед самым входом в барселонский парк Туро (Turo Park), в двух шагах от проспекта Диагональ - так что найти его не составит труда. Идея установить монумент возникла после смерти диктатора Франко, когда Испания помаленьку начала перестраиваться на демократический лад, и мэр Барселоны Хосе Мария Сосиас решил вернуть проспекту Пау Казальса свое оригинальное имя.
Оказывается, менять названия улицам любили не только в Советском Союзе - для испанцев это тоже своего рода национальный спорт. Уже в 1934 этот проспект носил имя Пау Казальса - однако с победой Франко и приходом диктатуры ее назвали в честь генерала Годед, ибо Пау Казальс, однозначный сторонник Республики, режиму Франко был неугоден.
Однако времена меняются - и 6 июня 1982 состоялась торжественнная инаугурация монумента, выполненного несколько ранее (в 1976) на проспекте, снова носящем имя Пау Казальса.
Автор этой действительно монументальной бронзовой работы высотою в 7 м, расположенной в центре искусственного прудика - Апеллес Феноза (1899, Барселона - 1988, Париж), "барселонский парижанин", родившийся в каталонской столице, но умерший на французской земле.
Поскольку судьбы этих каталонцев - Пау Казальса и Апеллеса Фенозы, во много схожи, расскажем о каждом из них подробнее.
Казальс, один из наиболее известных музыкантов Испании 20-го века, появился на свет в Вендреле (провинция Таррагона), вское после чего уехал с матерью в Пуэрто-Рико, а в 1888, в год Первой Всемирной Выставки, вернулся в Барселону, где обучался в муниципеальной школе музыки.
Успехи его в освоении виолончили были поистине выдающимися. С 1901 Казальс начал активно гастролировать во многих странах мира. В период с 1905 по 1913 хочется отметить его регулярные гастроли в России как солиста, а также в ансамбле с такими корифеями музыки, как С. В. Рахманинов, А. И. Зилоти, А. Б. Гольденвейзер.
В Барселоне в 1920 Казальс основал перый симфонический орекстр, дирижером которого являлся до 1936. Во время Гражданской войны в Испании активно выступал на стороне Республики, а после поражения республиканцев эмигрировал во Францию, откуда в 1956 перебрался в Сан-Хуан, где также основал симфонический оркестр и консерваторию. Там же, в Сан-Хуане, в возрасте 96 лет он и умер.
Будучи непримиримым противником режима Франко, на родину Казальс так и не смог вернуться - диктатор пережил музыканта на целых два года.
Автор скульптуры, Апеллес Феноза, родился, как и Казальс, в Каталонии, больше того - в самой Барселоне, и в Барселоне же, как и Казальс получил образование, поступив после того на работу в мастерскую скульптора Энрике Казановаса.
В 1917 с Жоаном Ребулем, Жозепом Граньером ("Задумчивый бычок") и Жозепом Виладоматом основал творческое объединение "Эволюционисты". В 1921 обосновался в Париже (а куда еще было податься в ту пору творческой барселонской личности?), где поддерживал контакт с Пабло Пикассо и прочими видными представителями авангарда.
Гражданскую войну, как и Казальс, встретил республиканцем - и, точно так же, как и Казальс, оставил Испанию после победы мятежного генерала и установления франкистского режима. С конца тридцатых Феноза прочно обосновался в Париже, где и прожил до самой смерти в 1988. В 1982 был награжден Золотой Медалью Женералитата Каталонии, в годом позже - Орденом Почетного легиона.
Как видим, биографии обоих творцов действительно очень схожи. Оба были каталонцами, оба достигли успеха в своих видах искусства, и прияиной пожизненной эмиграции обоих стала одинаково им ненавистная диктатура Франко.
Стоит ли удивляться, что воплотить монумент, посвященный знаменитому виолончелисту, поручили не тому же Сальвадору Дали, который находился в прекраснейших отношениях с диктатором и не раз публично высказывал одобрение его действиям - а именно Фенозе?
Нисколько не сомневаюсь: у Дали получилось бы лучше и интереснее - но политика в Каталонии всегда играла наиважнейшую роль, и ситуацию, при которой убежденный франкист и монархист Дали ваяет монумент, посвященный такому же убежденному республиканцу Казальсу, попросту невозможно.
У Фенозы, впрочем, тоже получилось замечательно. Целый сонм ангелов с музыкальными инструментами, в совокупности образующих выпукло-вогнутую конструкцию в форме римской черепицы, верхняя часть которой, состоящая из крыльев небсных созданий, образует нечто вроде языков пламени, символизирующих творческое и гражданское горение, которым славился Пау Казальс на протяжении всей своей долгой жизни.
На выпуклой стороне монумента в центальной части присутствует отлитое в бронзе стихотворение известного поэта и писателя, создававшего свои произведения на каталанском языке - Сальвадора Эсприу, посвященное Пау Казальсу.
Оставляя в стороне всякую политику, честно признаюсь - работа Апеллеса Фенозы лично мне глубоко симпатична - да и вам, уверен я, она обязательно понравится. Приезжайте к нам в полную красот и чудес Барселону - и убедитесь в том лично!
Статьи по теме:
Санта Мария дель Мар - сколько стоят колокола?
Хоккей и теннис в кафедральном соборе Барселоны
Свяжитесь с нами:
zakharovsergei@mail.ru
Тел, WhatsApp, Viber, Telegram
Write a comment