Картина "Утесы" (Penya-segats - кат.) была написана Сальвадором Дали в 1926 году и вскоре куплена его дядюшкой со стороны матери Ансельмо Доменеком, владевшим в свое время Библиотекой Вердагер на барселонском бульваре Рамбла. Мы не раз уже говорили о том, что у Сальвадора Дали, к счастью, имелось немало отзывчивых и не самых бедных родственников, которые охотно приобретали работы молодого дарования не только "ради чистого искусства" но и для морально-материальной поддержки юного дарования.
Впоследствии, когда "юное дарование" сделалось всемирно известным художником, эта отзыввчивость "аукнулась" им самым положительным образом: уже в 40-ые, и тем более, в 50-ые годы работы Дали стоили очень недешево.
На картине "Утесы" изображены обрывистые скалы Мыса Норфеу (по-каталонски Cap Norfeu), расположенного к юго-востоку от полуострова Мыс Креус и вдающегося на два километра в Средиземное море, образуя узкий, вытянутый и изогнутый "язык" скалистой суши, между заливом Йонколс (на севере) и Кала Монтжой (на юге). По сути, Мыс Нофеу ограничивает с северной стороны крупный залив Росес.
Территория мыса принадлежит муниципалитету Росас и является частью природного парка "Мыс Креус" - то есть, одним из тех самых мест, которые в конечном счете и сформировали не только образное мышление Дали, но и знаменитые далианские пейзажи, в которых присудливым образом смешались воедино плоские поверности долины Ампурдан, где находится Фигерас, родной город художника, и причудливые, тщательно обработанные природой скалы Мыса Креус, включая и относящийся к нему Мыс Норфеу.
В 1925 - 1926 г.г. одержимость Сальвадора Дали "каменной морфологией" этого удивительного уголка суши, в "диком геологическом бреду" выступающей из вод Средиземного моря делается особенно заметной.
"Нео-кубическая композиция с тремя фигурами", "Плоть на камнях", "Фигуры, лежащие на песке", "Скалы Эс Льяне" - в этих и ряде других работ скалы мыса Креус становятся неотъемлемой частью пейзажа, потихоньку, шаг за шагом отвоевывая себе пространство в картинах молодого Дали.
Разумеется, в полную мощь эта одержимость Дали скалами мыса Креус проявится в тридцатые - однако начало следует искать здесь, в ранних работах Дали, которые принято называть "ученическими", хотя и среди них, видит Бог, встречается немало истинных шедевров.
В тридцатые годы пейзажи Дали, по мере роста популярности художника, сделаются настолько известными, что в честь их будет названа целая пустыня в Боливии. Однако, не стоит забывать, этому предшествовал бескопромиссный каждодневный труд.
Ты можешь быть каким угодно гением, но чтобы подаренный тебе Богом алмаз воссиял истинным бриллиантом, потребуются годы и годы упорной шлифовки. Тем как раз и интересны ранние работы Дали: они позволяют оценить не только растущее мастерство, но и трудолюбие этого прирожденного художника, имидж которого, созданный им самим, был далек от его истинной сути.
А "истинная суть", на наш взгляд, заключается в том, что Дали был не только шедро одаренным Природой человеком - но и одержимым трудягой, без чего никогда бы ему не добиться столь впечатляющих успехов. Этим, собственно, Дали особенно нам симпатичен - помимо его замечательных картин, разумеется:)
Write a comment