Картина "Жемчужина" была написана Сальвадором Дали в 1981-ом и стала одной из многих работ каталонского маэстро, напрямую связанных с творчеством наиболее почитаемого им художника - Диего Веласкеса.
За основу образа, как несложно заметить, Дали взял инфанту Маргариту Веласкеса, и дело даже не в том, что в 1981-ом рука Дали слабела с каждым днем, а волшебное ремесло живописи переставало ему подчиняться - дело в этой удивительнной приверженности Веласкесу, которую Дали демонстрировал в отношении своего великого предшественника на протяжении всей жизни. Придя в Дом-музей Дали в Порт-Льигате, вы обнаружите там портреты "знаменитый усачей" к которым Дали, разумеется, причислял и себя - и, конечно же, найдете там Веласкеса.
А в мастерской Дали одну из стен украшает размеченная сеткой репродукция самой, пожалуй, известной картины картитны Веласкеса - Las Meninas. Интересно, что если в отношении политики, религии или других художников Дали в течение жизни не раз менял свои взгляды на диаметрально противоположные, то его глубочайшее уважение к Веласкесу всегда оставалось неизменным.
Первые следы этого "культа Веласкеса" обнаружились еще в 1919-ом году, когда Сальвадор Дали учился в шестом классе гимназии в Фигерасе, (ныне школа Рамона Мунтанера) и был членом редакционной группы журнал "Studium". В то время юный Сальвадор написал для журнала целую серию очерков, посвященных всемирно известным мастерам живописи, и среди них самый "хвалебный" посвящен именно Веласкесу.
В этом очерке Дали указывает, что великие работы художника Las Meninas и Las Hilanderas, демонстрируют исключительную технику, непревзойденную ни одним другим живописцем, сравнивая «распределение цвета» у Веласкеса с таковым у импрессинистов, которыми тогда Дали также восхищался безмерно.
В 1940-х годах мы ясно видим влияние Веласкеса в произведениях Сальвадора Дали, таких как великолепная картина маслом 1938 года «Образ исчезает». Также нелишним будет вспомнить процитировать такие работы, как «Галарина» и «Корзинка с хлебом».
В конце того же десятилетия, а именно в 1948 году, Дали пишет свой трактат «Пятьдесят волшебных секретов живописи», в котором делится своим богатым опытом живописца, а также дает полезные советы начинающим живописцам.
В этой работе Дали проводит сравнительный анализ качеств, которыми должен обладать художник - техника, вдохновение, цвет, рисунок, гениальность, композиция, оригинальность, загадочность - и оценивает различных мастеров, таких как Леонардо, Мейсонье, Энгр, Веласкес, Бугро, сам Дали, Пикассо, Рафаэль, Мане, Ян Вермеер и Мондриан.
Так вот, в этом "личном зачете" Веласкеса превосходит только голландский художник Ян Вермеер, в то время как Мондриан выступает в качестве противовеса тому восхищению, которое он испытывает ко всем другим художникам.
Позже, в пятидесятые и шестидесятые годы, в период ядерного мистицизма и крупноформатных произведений, "призрак Веласкеса" проявляется в таких работах каталонского маэстро, как "Веласкес, пишущий портрет инфанты Маргариты в лучах и тени собственной славы" (1958), "Фрейлины" (Las Meninas) (1960) и "Портрет Хуана де Пареха, ремонтирующего струну мандолины (1960).
В начале 70-хх, в период увлечением Дали стереоскопией и голограммами, появляется замечательная работа "Холос, холос, Велаксес, Габор", выполненная в содружестве с нобелевским лауреатом, физиком Денисом Габором - и снова, как можно понять уже из названия эта вещь посвящена бессмертному Веласкесу.
9 мая 1979 Дали стал действительным членом Французской академии изящных искусств. На торжественной церемонии, посвщенной этому событию, художник произнес речь под названием "Гала, Веласкес и золотое руно", в которой невзирая, на всю ее провокативность и всегда свойственный Дали блестящий сумбур изложения, он, тем не менее, снова ясно дал понять слушателям, что авторитет Веласкеса остается для него незыблемым.
Всю жизнь Сальвадор Дали не уставал восхвалять Веласкеса на радио, телевидении и в прессе - и сделал для его популяризации едва ли не больше, чем сам Веласкес. В последний период своего творчества, который закончился со смертью Галы в 1982-ом, Дали часто обращался к работам Веласкеса в своих полотнах - как будто ища опору в том абсолюте, который, несомненно, представляло для него вечное наследие придворного живописца.
В настоящий момент картина "Жемчужина" (140 х 100 см, холст, масло) находится в коллекции Театра-музея Сальвадора Дали в Фигерасе.
Статьи по теме:
"Погружение в Театр-музей Дали" - книга-экскурсия
Самая дорогая картина Сальвадора Дали
Write a comment