Личные ценности - Рене Магритт

Личные ценности - Рене Магритт

Картина "Личные ценности" была написана Рене Магриттом в 1952 году - за два года до выставки в США, после которой его начали понемногу "вспоминать" и ценить. Хотя Магритта часто объединяют с коллегами-сюрреалистами, такими как Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Ив Танги, Магритт и в жизни, и в творчестве был совершенно иным человеком. 

 

В отличие от обласканного славой и деньгами, совершенно и намеренно "публичного" Дали, Магрит вел размеренную, незаметную и почти бедную жизнь мелкого буржуа, над которой постоянно нависал дамоклов меч "нестабильного финансового положения".

Даже ванную для своей жены Жоржетты он устроил в кухне, а детей Рене и Жоржетта так и не завели - по причине все той же "нестабильности". В Европе его творчество мало понимали и долгое время почти не ценили - понадобилась Америка 50-хх, чтобы этот написавший около 2 000 маленький забавный человек в котелке вновь "вышел из сумрака". 

И в живописи Магритт придерживался несколько иного подхода: он предпочитал изображать не фантастические видения, порожденные бурной работой подсознания, но "сталкивать лбами" между собой вполне обычные, реально существующие предметы и являния - сталкивать таким образом, что искры сыпались из глаз зрителя, напряженно пытающегося разгадать смысл очередной загадки от Рене. 

Все картины Магритта следует воспринимать именно так: как загадки, а точнее, вопросы, ответов на которые не знает и сам художник - да и не стремится знать. В этом вся суть творчества Магритта - в его "питерской интеллигентности". Рене не навязывает свою точку зрения и не предлагает единственно верный ответ - он всего лишь задает вопрос, предлагая задуматься над его решением. 

«Я не рисую видений», - сказал Магритт однажды. «В меру своих возможностей живописными средствами я описываю объекты - и их взаимоотношения - таким образом, что ни одно из наших привычных понятий или чувств может не уложиться в привычную схему их понимания».

В картине "Личные ценности" художник представляет комнату, наполненную знакомыми вещами повседневного обихода, которым он придает человеческие размеры - создавая тем самым ощущение дезориентации и несоответствия. Этой же цели служат и "вывернутые мехом наружу" стены комнаты, являющие собой картину неба. 

Знакомое становится незнакомым, нормальное - странным; Магритт создает парадоксальный мир, который, по его собственным словам, «бросает вызов здравому смыслу».

Когда эту картину впервые увидел Александр Иолас, арт-диллер Магритта, он был буквально шокирован и даже расстроен ею. В ответ на эту реакцию Магритт сказал: «На моей картине гребешок (а также другие предметы) специально утратили свой «социально-полезный характер», они внезапно сделались предметами бесполезной роскоши, которая, как вы говорите, может оставить у зрителя ощущение беспомощности или даже заставить его почувствовать себя нездоровым. Что ж, это доказательство эффективности картины ».

Путеводитель по Театру-музею Сальвадора Дали

Write a comment

Comments: 0