Шедевры Музея Пикассо в Барселоне. Музей Пикассо в Барселоне стабильно входит в топ-3 самых посещаемых музейных заведений города - что уже свидетельствует о многом. Существует такая наука - статистика, и с ней, что называется, не поспоришь.
От себя добавлю: то, что музей Пабло Пикассо расположен именно в Барелоне - далеко не случайность. Путь в большое искусство для Пикассо начинался именно в столице Каталонии.
В Барселоне прошла его первая выставка, здесь жили его родители (в Барселоне они, кстати, и похоронены) - и потому Пикассо, родившийся в Малаге - не в меньшей степени может считаться и барселонцем.
В 1960 г. лучший друг и личный секретарь Пикассо, Жауме Сабартес, по поручению художника обратился к Городскому Совету Барселоны с предложением об открытии музея. Учитывая мировую известность Пикассо к тому времени, Мэрия Барселоны посмотрела на проект положительно.
После нескольких лет подготовительной работы в 1963-м году музей Пабло Пикассо в Барселоне распахнул свои двери для публики.
В настоящий момент музейные фонды насчитывают более 4 тясяч объектов, а экспозиции занимают сразу 5 средневековых особняков барселонской знати на удивительно живописной улице Монткада, основанной в середине 12-го века и к 15-му превратившейся в самое престижное место в городе .
В этой статье преставлены самые выдающиеся, на наш взгляд, работы Пикассо из коллекции музея. Итак, шедевры музея Пикассо в Барселоне!
1. Арлекин (1917)
Арлекин (1917) - одна из самых известных картин в музее Пабло Пикассо в Барселоне, без которой сегодня невозможно представить себе постоянную экспозицию Музея.
Помимо своей исключительной художественной ценности, картина "Арлекин" также важна в том смысле, что в далеком 1919-ом, в то время, когда музея Пикассо еще не существовало, "Арлекин" стал первым подарком Пикассо, сделанным им художественным музеям Барселоны.
Напомним - в Барселоне прошли юношеские годы Пикассо и именно в каталонской столице Пабло сформировался как художник. Кстати, в 2019-ом Музей Пикассо пышно отметил столетие этого пожертвования целым рядом культурных мероприятий.
Пикассо написал картину двумя годами ранее в Барселоне, во время своего пребывания в городе в период с июня по ноябрь 1917 года, по случаю представления в Театре Лисеу балета с участием Труппа Сергея Дягилева Ballets Russes...читать полностью
2. Беспомощные (Мать и дитя) -1903
Картина "Беспомощные" (бумага, пастель, уголь, 46 × 40 см), известная также под названием "Мать и дитя", была написана Пабло Пикассо в 1903 и принадлежит к так называемому "голубому" периоду творчества художника. В нани дни эта работа маэстро из Малаги экспонируется в Музее Пикассо в Барселоне.
Между 1901 и 1905 годами материнство вообще было частой темой в творчестве художника, в чем, безусловно, прослеживется сильное влияние французского художника и теоретика Мориса Дени и художника Пюви де Шаванна, работы которых широко освещались в барселонских художественных журналах конца 19-го - начала 20-го века.
"Подсмотренные" Пикассо в родильных домах персонажи того времени отражают, как и остальные все остальные герои того периода, тяжелую личную, социальную и психологическую драму, в перманентном состоянии которой пребывают изображенные художником люди...читать полностью
3. Портрет сеньоры Канальс (1905)
Портрет сеньоры Канальс (Холст, масло, уголь, 88 × 68 см) был написан Пабло Пикассо в Париже в 1905 г. и являет собой изображение женщины с мантильей и цветком в волосах, с классическими чертами лица, выполненное в мягких линиях и цветах.
Художник акцентирует внимание на лице модели - белом, со слегка с розоватыми щеками, обрамленном для усиления контраста черной мантильей. Нежные и выразительные черты лица и шеи подчеркивают его красоту. Волосы слегка рыжеватого оттенка, собранные на затылке и наполовину скрытые под мантильей, также усиливают направление взгляда зрителя к лицу модели.
Розовый и охристый оттенки присутствуют в различных частях картины и деталях ткани, например, в лиловом цвете цветка, украшающего прическу, на щеках или на заднем фоне, обозначенном широкими и воздушными мазками кисти...читать полностью
4. Конец номера (1901)
Конец номера (пастель, холст, 72 х 46 см) - картина, написанная Пабло Пикассо в 1901 году в Париже и в наши дня являющаяся частью коллекции Музея Пикассо в Барселоне. С ранних лет Пабло Пикассо испытывал огромное влечение к волнительному, полному тайн и чувственных наслаждений миру женщин. Пабло сделался завсегдатаем публичных домов в самом нежном возрасте, что наложило неизгладимый отпечаток на всё последующее творчество художника.
Точно так же определило выбор тем начинающей звезды и проживание в Старом городе Барселоне, который был широко известен как "долина греха" и являл собой восхительную смесь кабачков, борделей, театров, кафе-шантанов и кабаре, коими особенно славился в ту пору барселонский проспект Параллель.
Однако "примером для подражания" барелонской Параллели служил парижский Монмартр, и оказавшись там (то есть, следуя по неизбежному для всякого барселонского художника пути), припав к "первоисточнику", Пикассо был затянут в разгульно-пьяно-околотворческий мир дешевых и ярких удовольствий окончательно...читать полностью
5. Первое причастие (1896)
Сегодня, при виде самого заурядного академического полотна "Первое причастие" (1896) вряд ли кто-то заподозрит, что автором этой совершенно традиционной работы является Пабло Пикассо - один из величайших революционеров в живописи 20-го столетия.
Как, это тот прекрасный художник Пабло Пикассо, который написал "Девочку на шаре"? Это тот восхитительный Пикассо, создавший "Старого гитариста"? Впрочем, может быть и иначе. Этот тот ужасный Пикассо, являющийся автором "Авиньонских девиц"? Это тот прохиндей от искусства, заполонивший мир бесчисленными изображениями Доры Маар, не имеющими никакого отношения к живописи - и еще при жизни получавший за них кругленькие суммы?
Так ли, эдак ли - суть не меняется. Пикассо либо обожают, либо ненавидят, как и Сальвадора Дали - но оба эти чувства не имеют никакого отношения к заурядности. А ведь картина "Первое причастие" по всем параметрам является именно заурядной - однако так ли это на самом деле?..читать полностью
6. Портрет матери художника (1896)
Работа "Портрет матери художника" (пастель, бумага, 49,8 х 39 см) была выполнена юным Пикассо в 1896 году, а в 1970-ом подарена мэтром своему музею в Барселоне. В 1896 году Пикассо сделал множество портретов членов своей семьи. Отец, мать и сестра становятся его постоянными моделями.
Один из самых красивых портретов - тот, который Пабло посвятил своей матери, Марии Пикассо Лопес - женщине удивительной доброты и отзывчивости, с которой Паблито был очень близок.
Напомним, юному художнику потребовалось совсем немного времени а то, чтобы материнская фамилия возобладала над отцовской и стала, в конце концов, уникальной подписью в большинстве работ Пикассо...читать полностью
7. Предложение (1908)
"Предложение" (также переводят как "Подношение") - работа, созданная Пикассо в 1908 году (Картон, гуашь, грунтовка белая; 30,8 × 31,1 см). Весной 1907 года Пабло Пикассо выполнил серию этюдов к этой вещи - не исключено, в рамках подготовительной работы к созданию более крупного и значимого произведения - каковым, как несложно догадаться, стало знаменитое сегодня полотно "Авиньонские девицы".
В этой гуаши художник продолжает и развивает тему обнаженной женщины, созерцаемой мужчиной - на этот раз двумя - над которой он уже работал в 1904 году и которая отныне станет общим мотивом в его творчестве.
Вообще, тема обнаженной женщины, наблюдаемой (и предлагаемой) мужчиной, заставляет вспомнить о Сезанне и его новой "Олимпии" - или его же работе "День в Неаполе",в то время как свисающая до пола деталь драпировки, которую держит мужчина, вызывает ассоциации с купальщицами всё того же француза...читать полностью
8. Нана - (1901)
Пикассо написал эту работу в Барселоне весной 1901 года, прежде чем отправиться во второй раз в Париж. Тема связана с обычным присутствием карликов в испанской живописи Золотого века. Во время пребывания в Мадриде в 1895 году Пикассо скопировал лица двух шутов с портретов кисти Веласкеса - "Дон хуан де Калабасас" и "Дитя из Вальекаса" (обе копии находятся в Музее Пикассо в Барселоне).
Тем не менее, тема и обстановка предполагают явно современный сюжет, подсмотренный в одном кабаре, которое в те годы очень часто посещалось художником.
Асимметрия композиции и ее вертикальность чем-то напоминают японские литографии, но прежде всего Дега, для которого наклонность сцены изображения была являлась вполне обычным приемом. Опять же, явное тяготение Пикассо к гротеску позаимствовано, все всякого сомнения, у Тулуз-Лотрека...читать полностью
9. Наука и милосердие (1897)
«Наука и милосердие» - монументальное полотно (197 х 249,5 см; холст, масло) написанное 16-летним Пабло Пикассо в 1897-ом году и украшающее ныне постоянную экспозицию музея Пикассо в Барселоне.
Это настолько "непикассовская вещь", что каждый, кто знаком с творчеством Пикассо по "Гернике", "Авиньонским девицам" или "Доре Маар с кошкой", однозначно обвинит вас во лжи, когда вы покажете ему репродукцию "Науки и милосердия" и намекнете, что автор картины - Пабло Пикассо.
И эти люди будут по -своему правы, ибо картина "Наука и милосердие", без всякого преувеличения - ужасна. Это едва ли не самая худшая вещь из всех, написанных Пикассо за десятилетия яротной творческой деятельности, и оправданием юному Пикассо может служить лишь то, что на написание этой мрачной, крайне вторичной академической невнятицы его сподвиг родной отец, профессиональный художник - а отцов, как известно, нужно уважать...читать полностью
10. Ожидание (Марго) - 1901
Работа "Ожидание", известная такаже под название "Марго" (картон, масло; 69,5 × 57 см) была написана Пикассо в 1901 году и посвящена ночной разгульной жизни Парижа, в которую Пабло с головой окунулся после приезда из Барселоны. Если Барселона была "Долиной греха", то Париж был самым его средоточием, и именно греховная сторона французской столицы оказалась в фокусе внимания юного художника.
"Ожидание" - портрет женщины, морфинистки или проститутки, нарисованный быстрой, уверенной и легкой рукой, очень красочный, с частично противоречивой живописной обработкой. Также следует отметить густой и энергичный мазок, сформировавшийся под влиянием Ван Гога и черный силуэт фигуры, также характерный для некоторых работ как Ван Гога, так и представителей французского художественного движения Наби.
Живой хроматизм работы позволяет нам увидеть, что Пикассо буквально очарован игрой света, в той же степени, как и исследованием эффекта густых, плотных, кричащих цветов. Как несложно заметить, художника особенно привлекает красный (кроваво-красный) цвет, который используется для изображения как платья и шляпы, так и лица - губ, макияжа - а также для окраски задней стены...читать полностью
Статьи по теме:
Портрет матери художника - Пабло Пикассо (1896)
Самые дорогие картины Сальвадора Дали
Самые известные картины Ван Гога
Самые известные картины Пикассо
Write a comment