Общеизвестно, что Антонио Гауди привык гораздо чаще руководствоваться указаниями своего мятежного гения, нежели принимать во внимание пожелания заказчиков или муниципальные нормы.
Что поделать - так устроены гении: им тесно в рамках, придуманных для обычных людей. Искусство и вообще требует жертв - и эти жертвы (в лице заказчиков) сопровождали Антонио Гауди на всем его тернистом творческом пути.
Подобно атомному ледоколу "Ленин", Гауди смело пробивал дорогу сквозь арктические льды общечеловеческой заурядности, оставляя в кильватере перемолотые обломки.
В этом смысле очень показательна история строительства дома Мила - последнего светского проекта архитектора и, пожалуй, самой известной его работы, если не считать Храм Святого Семейства.
В ходе работы над доходным домом для семейства Мила Гауди в своем тотальном отрицании всех и всяческих границ определенно превзошел себя.
В декабре 1907 г. чиновник Мэрии Барселоны, в обязанности которого как раз входило надзирать за соблюдением муниципальных норм застройщиками, обратил внимание на вопиющее нарушение: одна из колонн дома Мила выступала за так называемую "красную линию" почти на два метра!
Работы, до выяснения обстоятельств, приказано было остановить, а Гауди, как главному архитектору проекта, было отправлено уведомление об этом решении, на которое он незамедлительно отреагировал в своем характерном, не лишенном своеобразного юмора, стиле.
"Что же, если вы настаиваете, колонну придется "отрезать", как будто речь идет о куске сыра или колбасы, однако оставшийся обрубок я прикажу отполировать и в камне выбить на нем надпись: "Колонна отрезана по приказу Мэрии в соответствии с указанием чиновника такого-то, принятым на пленарном заседании от такого-то числа".
Следовать указанию о приостановлении строительных работ Гауди даже и не думал - работа кипела, как прежде, а заказчики получили крупный штраф - далеко не последний за многострадальную историю строительства.
28 сентября 1909 г. было открыто новое административное дело, по причине того, что Гауди безбожно превысил общую высоту здания и его объем - аж на 4000 кубометров.
В результате семейству Мила было предложено на выбор два решения: либо снести пару верхних этажей, либо заплатить штраф в 100 000 песет (приблизительно четверть от первоначально заложенной в проект стоимости). Понятно, что ни один, ни другой никуда не годились, и заказчики, надо думать, проклинали тот день и час, когда решили связаться с Антонио Гауди.
Самое интересное, что та самая, напоминающая солидную слоновью ногу колонна, которую недвусмысленно было приказано убрать, до сих пор живет и здравствует, как можно видеть на фото - и по-прежнему нарушает "красную линию"!
Почему? Дело в том, что в том же 1909-м, задействуя кое-какие связи, Пере Мила, заказчик, смог добиться того, что Комиссия по застройке Эйшампле (района, где строился дом) признала здание памятником архитектуры, имеющим особую художественную ценнность - и строгое соблюдение городских строительных норм, в этом случае, уже не являлось столь необходимым.
Подобное решение пришлось настолько по вкусу архитектору, что он тут же истребовал себе егео письменную копию. чтобы никогда с ней не расставаться, и, в случае малейшей необходимости, тут же предъявлять эту "железную бумажку" всякого рода проверяющим и надзирающим.
Что до семейства Мила, порядком издерганного корреспондецией из судов и внушительными штрафами, крайне недовольного самим домом, который приобретал все более законченную форму, но совершенно не походил на ту милую постройку, которую они первоначально заказывали (еще одна "ловушка" Гауди, который и сам далеко не всегда знал, куда заведет его творческий поиск) - Мила запросили в Мэрии разрешение на сдачу квартир внаем уже в 1910-м году, но и здесь их ждал сюрприз.
Гауди, отношения которого с заказчиками окончательно к тому времени были испорчены, еще не получил, оказывается, гонорар, выплату которого недовольные результатом заказчики всячески откладывали - и, пока причитающиеся ему за труды деньги не будут выплачены, архитектор отказывался подписывать окончание строительных работ.
Лишь в 1912 году, когда Мила выплатили Гауди причитавшиеся ему в качестве гонорара 105 000 песет, он, наконец, поставил свою подпись под так нужным Мила документом.
Полученные деньги он, впрочем, тут же пожертвовал монахам-иезуитам. Что-что, а грех стяжательства был глубоко чужд архитектору.
Статьи по теме:
7 интересных фактов о доме Мила
Саграда Фамилия в Барселоне - история одной стройки