Живопись (Тревога) - принадлежит к картинам того самого года, который, по моему скромному мнению, является лучшим в творчестве Сальвадора Дали - 1934-му.
Эта небольшая вещь (24 х 18 см) написана маслом на доске (в 1934-ом Дали часто писал на досках), не имеет ни подписи, ни даты и в данный момент находится в частной коллекции в Берлине, лишь изредка появляясь на выставках.
В первый раз название "Живопись" в связи с этой работой появилось как раз в каталоге выставки работ Дали, проходившей в Knokke le Zoute с 1 июля по 10 сентября 1956-го. В августе 1970-го Сальвадор Дали, участвуя в составлении каталога своих работ для выставки в Роттердаме (21 января 1970 - 10 января 1971) озаглавил эту славную вещицу уже иначе: "Тревога".
Точно такая же "маленькая путаница" существует и с датировкой вещи. Всегда и во всех каталогах картина "Живопись" ("Тревога") датировалась 1938-ым годом, однако совершенно очевидно, что это не так: и образный ряд, и техника, и та же приверженность к малому формату и доскам однозначно указывают на 1934-ый год, как считает экспертный центр Фонда Гала-Сальвадор Дали - и я с ними более чем согласен.
Несомненно, это чудесный 34-ый: Порт-Льигат на ранних стадиях обитания в нем Дали. Полузразрушенный колодец напротив крыльца дома художника, который в картине магическим образом трансформируется в саму дом, в котором обитали Дали и Гала, красный шест с куском ткани на конце, поднятый над колодцем-хижиной, как белый флаг над сдающейся крепостью.
Такие символы "капитуляции" нередко появляются в работах именно 1934-го и не имеют никакого отношения к творческое бессилие, о котором не могло быть и речи, но намекают, скорее всего, на определенные проблемы в сфере интимной жизни, всегда свойственные Сальвадору Дали, а в то время, не исключено, обострившиеся.
На это же указывает и мужская фигура, однозначно навеянная образом крестьянина из знаковой для Дали картины "Анжелюс" Жана-Франсуа Милле, но в то время являющаяся изображением и самого художника, и закрытый тканью таинственный силоуэт, несомненно скрывающий Гала, и, в конце концов, само более позднее название картины - "Тревога".
Нет-нет, по всем признакам и общему ощущению - это именно 1934-ый, хотя вряд ли этот момент имеет хоть какое-нибудь значение. Картина от этого не становится ни лучше, ни хуже - это тот самый Дали, который узнается с первого взгляд, которого невозможно подделать и которого можно и нужно ценить: за мгновения истинного эстетического наслаждения, которое дарят нам его картины.
Источник фото: сайт Фонда Гала-Сальвадор Дали
Write a comment