"7 Поэтов" - Жауме Пленса. Уличная скульптура княжества Андорра. Княжество Андорра - крохотная страна, стиснутая со всех сторон мощными горными кряжами. Точно так же устроена и столицы княжества, расположенная на самом донце ущелья: с одной стороны - скалы, с другой стороны - скалы, поэтому места здесь совсем немного, и ценится оно на вес золота.
По этой причине в населенных пунктах постройки громоздятся и буквально налезают друг на друга, а кроме того, упрямо карабкаются по горным склонам. Столице, Андорре-ла-Велье, катастрофически не хватает места!
И вдруг среди всей этого тесноты и шума, среди заполненных машинами улиц, среди тысяч магазинов и официальных зданий административного центра, среди пестрой разноязыкой толпы, спешащей в разные стороны, ты замечаешь их - "7 Поэтов", спокойно восседающих на крохотных сиденьях, венчающих стальные мачты 10-метровой высоты.
Спокойные, величественные, отстраненные - "7 Поэтов" напоминают застывших в медитации тибетских монахов, занятых поисками высшей истины. Автор скульптурного комплекса, установленного в столице княжества на площади Лидии Арменгол в 2014 году - замечательный барселонский скульпьтор Жауме Пленса, о работах которого мы неоднократно уже рассказывали.
Комплекс состоит из семи сидящих мужских фигур, обхвативших руками согнутые в коленях ноги. Фигурысозданы из эпоксидной смолы и стекловолокна, каждая имеет высоту 2,1 метра и каждая, как мы уже сказали, размещена наверху 10-метрового столба из нержавеющей стали.
Днем «они выглядят как только что намокшие фарфоровые статуи», но истинная их красота раскрываается в темное время суток, когда, подсвеченные разными цветами, которые, к тому же, меняются, «они, кажется, разговаривают, устанавливая связи между собой и образуя сообщество», - объяснил Жауме Пленса, автор скульптур.
Проект родился более 20 лет назад, в 1993 году, когда Частный банк Андорры (BPA), которому принадлежит почти двадцать работ скульптора, заказал одну для общественного пространства.
В 2014 году проект, наконец, был материализован, а скульптурный комплекс безвозмездно передан в пользование столице Андорры сроком на 20 лет с возможностью продления договора через каждые пять леть по истечении 20-летнего периода. «Ожидание стоило того, потому что сейчас - самый правильный и подходящий момент», - выразился по этому поводу Жауме Пленса.
Ансамбль стал первым в мире, получившим в ноябре премию Веласкеса за всю свою работу. «Это награда стала для меня одной из самых ценных», - признался художник, который незадолго до того получил еще две значимых испанских награды: за вклад в Национальное пластическое искусство в 2012 году и дотижения в сфере Национального графического искусство в 2013 году.
Надо сказать, "Поэты" Пленса присутствуют не только в Андорре. Их также можно увидеть в таких местах, как Ницца (где установлен еще один комплекс из семи фигур), Джексонвилл (США), предместья Парижа, Аугсбург (Германия), в парке скульптур английского Йоркшира и на побережье Мексики.
Нельзя не упомянуть и о том, что скульптуры Пленсы вызывают прочные ассоциации с христианскими святыми-столпниками. Сто́лпник (греч. στυλίτης, лат. stylita) — христианский святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига — непрерывную молитву на «столпе» (открытой возвышенной площадке, камне, башне и т д.
Подвиги стояния на столпе ради благочестия встречаются ещё ранее IV века: например, святой Ефрем Сирин в 29 поучении к египетским монахам говорит, что он видел человека, который ради добродетели стоял на столпе. Однако основателем столпничества христианская традиция считает сирийского монаха Симеона Столпника, по сообщению современников, подвизавшегося на столпе более 30 лет.
Симеон пользовался исключительным авторитетом в христианском мире, к нему стекались толпы верующих за советом и наставлением, писали письма императоры, почитание его как святого распространилось ещё при его жизни, особенно в сирийских общинах.
В Восточной Европе одним из первых столпников считается преподобный Кирилл Туровский (XII век), сейчас особо почитаемый в Белоруссии.
Ассоциация со столпниками приобретает дополнительный смысл, если учесть, что Плена выбрал число "7" для комплекса совсем не случайно - именно столько в Андорре, где исповедуется католицизм, церковных приходов.
Write a comment