Сальвадор Дали написал "Портрет Джоэллы" в 1933-34 г.г. - однако не холсте или доске, а на гипсовом бюсте Джоэллы Ллойд, выполненном немецким скульптором Паулем Хаманном. Эту работу Дали следует расценивать как один из видов "сюрреалистического объекта" - так называемый "онирический объект".
Напомним, Дали, решив усовершенствовать концепцию "готового объекта", подаренного миру и, прежде всего, искусству Марселем Дюшаном, сделал очень многое для того, чтобы на свет появилось такое понятие, как "сюрреалистический объект", задачи которого были гораздо шире, чем у его предшественника.
Среди основных категорий "сюрреалистического объекта" Сальвадор Дали выделял объекты подвижные, объекты в технике ассамбляжа и объекты оринические, скульптурного типа, к которым и принадлежит "Портерт Джоэллы Ллойд".
Эта работа была выполнена Сальвадором Дали для выставки в галерее Жюльена Леви в Нью-Йорке в 1934 году. На выставке были представлены картины, сюрреалистические объекты, а также скульптуры из гипса, среди которых - "Портрет Джоэллы", представляющий собой "живописное вмешательство" в гипсовый бюст жены галериста Жюлбена Леви - Джоэллы Ллойд.
На постаменте Дали изобразил версию своей же картины "Инаугуральная гусиная кожа", написанной в 1928-ом году и ставшей одной из первых сюрреалистических работ художника. Выше лицо разделено на две половины: в правом изображена кирпичная стена, повторяющая контур лица и скрывающая ландшафт, который изображен на левой половине лица Джоэллы.
В небе видны удлиненные облака, вдохновленные северным ветром трамонтна и работами Андреа Мантенья. Одно из них, кстати, несколькими годами ранее попала в начальную сцену фильма "Андалузский пес" (Un chien andalou), снятому луисом Буньюэлем в содружестве с Сальвадором Дали.
Другие элементы этой "наличной" или "набюстной" живописи: такие, как задрапированная женская фигура и муравьи, следуеет интерпретировать как метафоры желания, в соответствии с иконографией самого Дали. Исходя из совокупности элементов, составляющих "Портерт Джоэллы", эту работу можно трактовать как переходную от канонического сюрреализма к массовой культуре, период увлечения которой начался у Дали во время его первого визита в США.
Статьи по теме:
Write a comment