Картина "Портрет бабушки Анны за шитьем" была написана Сальвадором Дали в 1920-ом и в наши дни принадлежит коллекции Театра-музея Сальвадора Дали в Фигерасе. Не скажу, что она часто присутствует в экспозиции, но когда её все-таки извлекают из запасников, для меня наступает маленький праздник. Вряд ли я и сам могу объяснить себе, почему - но "Портрет бабушки Анны за шитьем" является одной из любимейших моих картин из обширного наследия Дали - и это при том, что, как всем известно, я большой поклонник Дали первой половины 30-хх.
А тут вдруг ранняя, юношеская, почти детская вещь - но душу она мне греет чрезвычайно! И каждый раз, когда я вижу ее в экспозиции и показываю туристам (49,5 х 63 см; холст, масло), я привычно обижаюсь, что всех своих родственников, включая и бабушку Анну, Дали, который лично обустраивал свой знаменитый музей, определил не в главный зал, где доминирует супруга художника, а в зал "Рыбные лавки". Да, у Дали были крайне сложные отношения со своим семейством, о чем мы множество раз рассказывали - но бабушка Анна-то тут причём?
Впрочем, в этой картине как раз чувствуется то, его недостает многим зрелым вещам Дали, которые, при всей их несомненной гениальности, иногда, кажется, недостает души. В этой картине душа есть - чуткая и еще не разучившаяся любить душа всего-то шестнадцатилетнего Сальвадора, для которого бабушка Анна являлась неотъемлемой, доброй, мягкой и нежной частью его детства.
Именно так он и описывает ее в своей книге "Тайная жизнь Сальвадора Дали" - и в описании также отчетливой нотой слышно то, из-за чего я люблю эту картину - живое человеческое чувство.
Как и большинство ранних вещей художника, "Портрет бабушки Анны" написан в летней резиденции семейства Дали в Кадакесе. Из окна комнаты видна множество раз воспроизведенная в работах Дали бухта этого с детства родного для художника города, который я считаю одним из самых живописных не только в Испании, но и во всем мире.
Кстати, дом, который когда-то принадлежал семейству Дали в Кадакесе, сохранился по сию пору, хотя владеют им совсем другие люди, и ежедневно сотни туристов, гуляя вдоль набережной Кадакеса, проходят мимо него, даже не подозревая, что когда здесь начинал свой путь в большое искусство сам Сальвадор Дали!
Интересно, что в "Портрете бабушки Анны" Дали отказывается от своего излюбленного в те годы сочетания двух цветов: фиолетового с оранжевым, и отдает предпочтение разным оттенкам синего.
Именно в силу этого безошибочного выбора при просмотре картины "вживую" и создается нужно впечатление: достойной старости, тихого одиночества, покоя и чистоты. Работа выглядит очень зрелой - никогда, повторюсь и не скажешь, что её писал парнишка 16 лет, у которого только-только начали пробиваться усики.
Можно, кстати, с полным основанием утверждать, что на выбор цвета для этой картины повлияли эксперименты Пабло Пикассо, в совокупности известные, как "голубой период". На обротной стороне холста имеется надпись, сделанная рукой сестры художника Анны-Марии: "Эта картина написана моим братом Сальвадором Дали. Принадлежит к его импрессионистскому периоду и является портретом бабушки Анны, который он написал в возрасте 18 (16) лет. Ана Мария Дали, Кадакес, 18 августа 1963."
Статьи по теме:
Кадакес - "белый город" на Коста Брава
Дом Сальвадора Дали в Порт-Льигате
Мыс Креус - край каталонского света
Сальвадор Дали и Гала - встреча длиною в жизнь
Write a comment